Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

многообразии подходов к определению понятия «искусство», условно авторские позиции разделяют на две группы. К первой относятся ученые, которые понимают дефиницию «искусство» как антропологическую константу, специфически человеческий способ восприятия и транскрибирования окружающего мира, где рабочим детерминативом сферы искусства выступает художественность как таковая. Противоположный взгляд рассматривает художественность как прихоть или неизбежность только нашей культуры и определяет «искусство» как неотъемлемую часть именно современного культурного стандарта. Согласно этой позиции наша реакция на художественное творение прошлого - это результат нашего способа освоения и транскрибирования мира, тогда как в аутентичном контексте, он мог вызывать совершенно другие чувства и побуждать к иным действиям7. Мы будем придерживаться второго подхода. Искусство изоморфно культуре, то есть имеет аналогичную структуру, ибо образно раскрывает то, что связывает культуру с природой, обществом и человеком. Как плод художественной деятельности, оно запечатлевает общий характер культуры, в которой создается, к которой принадлежит и которую целостно представляет, вследствие чего искусство можно рассматривать как «код» культуры, дешифрирующий и интерпретирующий «язык» того или иного исторического типа культуры и формирующий пространство для диалога культур в диахроническом срезе - «во времени», и в синхроническом - реализуя возможность общения культур в условиях современности8. Социокультурные функции искусства в значительной мере связаны с нравственным осмыслением и обобщением социального опыта людей и формированием на этой основе эталонных образцов ценностно-нормативного поведения и образцов сознания; с задачами социализации и инкультурации личности, введения её в актуальную для сообщества систему нравственных и эстетических ценностей, моделей поведения и рефлективных позиций; с проектированием среды обитания людей. Как отмечает А.Я. Флиер, ценностно-соцкализирующая и средоорганизующая функции искусства заложены в самом историческом происхождении этого явления9. Искусство является динамичной сферой культурной практики, чутко реагирующей на малейшие изменения социальных, экономических, политических и иных условий жизни общества и связанных с ними 7 См.: Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. —СПб.: СПбГУ, 2003. - 167 с. - С.53-67 8Основы теории художественной культуры. / Под общ. ред. Л.М. Мосоловой. - СПб., 2001. - С. 229 - 247 9См.: Флиер А.Я. Культурология для культурологов. - М.: Согласие, 2010. - 672 с. - С. 323 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz