Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

Теоретико-методологические основания изучения изобразительного искусства как явления художественной культуры Активное развитие культурологии в XX веке способствовало повышению интереса к изучению регионального культурного наследия, дающего возможность осмыслить основы, на которых возникло и развивается современное поликультурное общество. Постижение целостной картины развития изобразительного искусства в социокультурной динамике Кольского Заполярья в XX веке предполагает определение сущности, структуры, закономерностей развития художественной культуры и искусства, как одного из основных его элементов; места и функций изобразительного искусства в системе художественной культуры и культуры в целом; содержание таких понятий, как «регион», «динамика культуры», «культурогенез»; выявление сущности и специфики взаимодействия культурных традиций и инноваций в процессе самообновления культуры; определение сущности исторической культурологии, эволюционизма, анализ метода исторической типологии. Развернутая концепция сущности, структуры и закономерностей развития мировой культуры, основанная на системно-синергетическом методе, представлена в исследованиях профессора М.С. Кагана, сформулировавшего наиболее полное и точное по сути научное определение понятия «культура». Культура, по определению ученого, есть: «системная, исторически образовавшаяся и исторически изменяющаяся многосторонняя целостность специфически человеческих способов деятельности и ее опредмеченных плодов — материальных, духовных и художественных»1. С этим определением перекликается характеристика, данная Ю.М. Лотманом, который рассматривал культуру как открытую знаковую систему и структуру, которая включает в себя не только весь комплекс знаковых систем, но и всю сферу универсальной знаковой деятельности. Согласно исследованиям ученого, культура имеет, во-первых, коммуникационную, во-вторых, символическую (знаково-коммуникативную) природу2. Иными словами, культура — это и «текст», существующий в определенном «контексте», и механизм, создающий многообразие культурных текстов, и долгосрочная «негенетическая» коллективная память, избирательно передающая во ' Каган М.С. Введение в историю мировой культуры: В 2-х кн. Кн.2. / М.С. Каган.- СПб.: ООО «Изд-во "Петрополис"», 2003. - 320 с. - С. 44 2 См.: Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). — СПб.: Искусство - СПб, 1994. — 399 с. - С. 7-10 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz