Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

Доминирующие позиции стали занимать, развивавшиеся в отечественном искусстве с конца 70-х годов XX века, идейно-художественные принципы постмодернизма. В работах все большего числа художников прослеживаются характерные для постмодернистского искусства тяготение к эпичности, метафизике, монументальности, интерес к классической античности и Ренессансу, к переосмыслению традиций на основе их свободных комбинаций, ироничности, неопределенности, коллажности, цитатности369. Как отмечает Т.П. Жумати, в результате выстроенного в советский период стилистического, тематического и институционального единообразия художественной культуры страны, в 90-е годы XX века процесс распространения «вируса модернизма» от центра нового государства на его периферию стал необратимым370. Постмодернистская культура постиндустриального общества в постперестроечный период начала формироваться и в Кольском Заполярье. В художественной культуре региона произошли заметные сдвиги в соотношении искусств, изменились ориентиры художественной практики. В 90-е годы XX века в регионе отсутствовали государственная и региональная программы локальных преобразований, вследствие чего не учитывались социокультурные аспекты в самоорганизации края: сложившиеся культурные традиции, обеспечивающие преемственность в развитии, способы их обновления, становление новых социачьных отношений, изменения базовых ценностных ориентаций и многое другое. Разрушение Советского Союза привело к спаду темпов экономического роста, нарушениям государственного финансирования региона, снижению уровня жизни людей, наиболее значительному оттоку и естественной убыли населения. В условиях кризиса инфраструктуры и системы управления произошли изменения во взглядах людей на мир, в системе ценностей, что 371 повлияло и на художественную культуру региона . Как и в предшествовавший период, основным личностно-креативным источником инноваций в изобразительном искусстве Кольского Заполярья становились художники, постоянно проживающие и работающие в регионе, главным образом, члены Мурманской областной организации Союза 369См.: Диаиова В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. - Санкт-Петербург: ООО «Издательство “Пе 1 ронолис”», 1999. — 240 с. - С 217; Эстетика и теория искусств XX века: учебное пособие / под ред. Н.А. Хренов, А.С. Мигунов. - М.: Прогресс-Традиция, 2005. - 520 с. - С. 316 37° Жумати Т.П. Художественный андеграунд 1960 — 1980-х гг.: столицы и провинция / Т. П. Жумати // Известия Уральского государственного университета. - 2005. - № 35. - С. 173-182 371См.: Мосолова Л.М., Вагинова JI.C. Там же. - С. 103 133

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz