Федотова А. В. Кольский Север в произведениях изобразительного искусства XIX – начала XX веков / А. В. Федотова // Чарнолуские чтения / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2011. – С. 51-56.

многие известные путешественники ученые и художники - геолог В.А. Ру­ санов, художник В.В. Переплетчиков, русская, а затем и шведская экспе­ диции. Пейзажист, посвятивший свою деятельность изображению природы крайнего севера, А.А. Борисов, по мнению современных искусствоведов, сумел сказать новое слово в пейзажной живописи русского искусства кон­ ца 19 - начала 20 веков1. Художником и исследователем Заполярного Севера был географ, маринист, писатель, отдавший всю свою жизнь Северу - Николай Василье­ вич Пинегин. Выпускник Академии художеств, впервые он побывал на Мурманском побережье в 1908 году во время плаванья в составе Архан­ гельского Общества изучения Русского Севера2. Позднее вместе с лейте­ нантом флота Георгием Яковлевичем Седовым ходил к Северному полюсу на моторно-парусной шхуне «Святой Великомученик Фока», побывал и на Новой Земле, на Земле Франца-Иосифа и во многих других местах Запо­ лярного Севера. Из поездок он привез большое количество живописных работ, наполненных с глубоким пониманием полярной природы, проник­ новенной любовью к ней, стремлением к максимальной точности в пере­ даче особенностей северного пейзажа, в сочетании с энергией широкого, размашистого письма. «Полярные льды» (1912), «Полярная станция. Земля Франца-Иосифа» (1936), «В бухте Св. Фоки. Новая Земля» (1912-1914) и многие другие - полотна, ярко отображающие пейзаж северной земли. Н.В. Пинегин стал первым художником, который с мольбертом побывал в самых дальних уголках Крайнего Севера. Следует отметить, что составляя новую карту северо-западного побережья Новой Земли, Г.Я. Седов, назвал именем своего друга - Пинегина западный остров из двух южных Кресто­ вых островов и мыс на северо-западном побережье у входа в залив Ино- странцева. Известный этнограф, писатель, исследователь культуры и быта саа­ мов Кольского полуострова - Владимир Владимирович Чарнолуский, по­ мимо многочисленных исследовательских работ также создал большое ко­ личество рисунков, зарисовок местных пейзажей, особенностей жизни ав­ тохтонного населения и некоторые примечательные моменты жизни в эт­ нографических экспедициях. Он занимался живописью в Центральном училище технического рисования барона А.Л. Штиглица, готовился к по­ ступлению в Академию художеств, однако, Первая мировая войны прерва­ ла обучение. После демобилизации окончил Географический институт по этнографическому отделению. Однако рисование он не бросил и по воз­ можности делал зарисовки, которыми иллюстрировал свои книги - «Саам­ ские сказки», «В краю летучего камня». Разделяя твердые убеждения В.Г. Богораза, что каждый этнограф должен быть немного художником, 1Вехов Н. Певец природы русского Севера // Московский журнал. № 9. 1999. 2 Пинегин Н. В. Записки полярника М.: Издательство: Географгиз, 1952. 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz