Федотова А. В. Кольский Север в произведениях изобразительного искусства XIX – начала XX веков / А. В. Федотова // Чарнолуские чтения / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2011. – С. 51-56.

плётчиков. Эта поездка оказала влияние на всю жизнь В.В. Переплетчико- ва и прежде всего на его живописное творчество. «Вооружившись» этюд­ ником год за годом он ездил по Северу, много писал, рисовал, выставляя десятки созданных им работ, объединяя их в серии. В своих пейзажных полотнах В.В. Переплетчиков поэтично «рассказывает» о Севере, обжитом людьми, показывает его селения с высокими двухэтажными деревянными домами, старинными монастырями, спокойными, а иногда и бурными, ре­ ками. В конце 19 - начале 20 веков стали появляться художники и в этни­ ческой среде, что стало своеобразным итогом многочисленных путешест­ вий художников на Кольской Север. Наиболее известным из них был Тыко Вылка. Его, родившегося на Новой земле, тоже можно смело причислить к «первооткрывателям искусства Крайнего Севера»1. В 1910 году он приез­ жал в сопровождении В.А. Русанова в Москву учиться живописи у худож­ ников В.В. Переплетчикова, А.Е. Архипова и А.М. Васнецова. За короткие полгода обучения Вылко сумел освоить некоторые основы живописи. Впо­ следствии им была сделана масса путевых зарисовок, многие из которых вполне закончены. Т. Вылко рисовал, не сковывая себя никакими канона­ ми. Много работ было написано им во время экспедиций в Арктике. После завершения экспедиции набралось много своеобразных и самобытных ра­ бот. Искренность и свобода от любых художественных школ отличали ри­ сунки Тыко Вылко. Художников рубежа 19-20 столетий отличает романтическое, вос­ торженное восприятие Севера. Их неудержимо «влечет <...> очарователь­ ная таинственность, загадочность и бесконечная красота этих мест», что нашло свое отражение в стилистике их произведений2. Они проложили творческую дорогу для дальнейшего развития пленерной живописи в ус­ ловиях Крайнего Севера и сыграли значительную роль в художественном освоении Русской Лапландии, оставив уникальное культурное наследие высокого уровня. Эти произведения сохранили до наших дней пейзажи За­ полярного Севера, давно изменившиеся под натиском цивилизации, явле­ ния природы Кольского полуострова, портреты саамов и поморов, особен­ ности их жизни и быта, национальной одежды. Это были художники- первооткрыватели красот Русского Севера. Именно они открыли этот за­ поведный край как неисчерпаемый источник вдохновения для последую­ щих поколений. 1Переплетчиков В.В. Художник самоед Тыко Вылка // Живая Арктика. №3. 1997. - С. 13 2 Переплетчиков В.В. Север. Очерки русской действительности / Василий Переплетчи­ ков,- М.: Т-во «Книгоизд-во писателей в Москве», 1917. - С. 35 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz