Федотова, А. В. Роль исследователей Кольского Севера в становлении изобразительного искусства края / А. В. Федотова // Актуальные вопросы современной филологии и культурологии / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск, 2010. - С.90-93.

А.В. Федотова РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА В СТАНОВЛЕНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КРАЯ Значительная роль в становлении изобразительного искусства на Кольском Севере при­ надлежит исследователям края. Развивалось изобразительное творчество на территории края с древнейших времен и первыми его попытками можно считать «наскальную живопись» Древ­ нейшего и Древнего мира культуры. Однако, искусство в этот период было частью синкретиче­ ского культурного комплекса и не отделялось в самостоятельную сферу. Оно выражало реаль­ ное содержание культурного быта древнейшего человека в мифологически осмысленной форме. Мифологическая картина мира воплощалась в ярких художественных образах. В период Средневековья и последующего Нового времени профессиональных художников в этнической среде не было. На территории региона развивалось преимущественно декоративно-прикладное творчество, а также иконописное искусство русских поморов. Одними из первых художников, которые работали на Кольском Севере стали исследо­ ватели, путешественники и картографы - члены европейских средневековых экспедиций, обла­ давшие художественными способностями. Активный интерес, которые они проявляли к краю в период Средневековья, был связан с распространением на территории региона христианства и с техническим прогрессом в европейской материальной культуре. Основная задача созданных ими рисунков, гравюр, иллюстрированных карт была документальное подтверждение или уточнение некоторых важных фактов, лежащих в области экономических или политических интересов их государств, однако, это не уменьшает художественных достоинств, созданных ими произведений. Первой европейской иллюстрированной картой, в состав которой вошли изображения автохтонного населения в национальных одеждах, характерные особенности их жизни и быта, стала работа шведского историка и географа, архиепископа упсальского Olaus Magnus - «Carta marina et descriptio septentrionalium terrarum ac rairabitibus rerum eis contentarum, diligentissimo elaborata anno Domini 1539. Venetiis; reverendissimi d. Ieronimi Quirini patriarchae venetiano» (Ве­ неция, 1539). Это была большая гравюра на дереве, которая представляла собой карту севера, богато украшенную гравюрами этнографического и политического характера. Иллюстрации рассказывали не только об особенностях быта и жизни автохтонного населения Кольского Се­ вера, но и о местах их расселения, особенностях передвижения, торговых пунктах, способах защиты территории, о местах распространения пушных зверей. Помимо карты в 1555 году в Риме Olaus Magnus напечатал свою знаменитую книгу «Historia de Gentibus Septentrionalibus», в которую включил ряд небольших зарисовок, иллюст­ рирующих обычаи аборигенов Заполярья и некоторые жанровые сцены из их жизни. Для со­ ставления карты и книги исследователь использовал собственные наблюдения, полученные в 1518 году во время поездки по северу Скандинавского полуострова, а также рассказы путеше­ ственников, воинов и купцов, посещавших Кольский полуостров, древние саги и сочинения скандинавских писателей 13-14 веков, различные сочинения о России и, вероятно, более ран­ ние, не сохранившиеся карты. Ряд изображений, а именно 6 карт и 25 цветных гравюр, наглядно рассказывающих о жизни аборигенов Кольского Севера, природных особенностях края, о таких невиданных в Ев­ ропе животных, как белые медведи, содержатся в книге Gerrit de Veer «Diarium nauticum». Она была опубликована в Амстердаме в 1598 году по итогам трех экспедиции Виллема Баренца в 1594-1597 годах в поисках северо-восточного морского пути в Китай и Индию через северные районы России. Ряд гравюр посвящены жизни экспедиции и Ледяной Гавани - месту первой зимовки голландцев на Новой Земле. Натурные зарисовки местных жителей, пейзажей Кольского Севера, важные или приме­ чательные события из жизни исследователей, авторские иллюстрированные морские карты со­ держатся в книге еще одного участника экспедиций Виллема Баренца, голландского пассиона­ рия - Jan Huyghen van Linschoten «Two Polar Voyages by the Dutch, aimed at finding a Northeast Passage to China and the Spice Islands» (1601). Так, на одной из гравюр он подробно изобразил 90

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz