Федотова, А. В. Роль исследователей Кольского Севера в становлении изобразительного искусства края / А. В. Федотова // Актуальные вопросы современной филологии и культурологии / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск, 2010. - С.90-93.

становище на Восточном Кильдине, а на фрагменте другой обозначил маршрут голландских путешественников и нарисовал финнов и лопарей в национальных одеждах. Первая печатная карта, созданная в Швеции - «Orbis arctoi imprimisque amplissimi regni Sueciae tabula» была напечатана в 1626 году картографом Andreas Bureus и также богато укра­ шена рисунками этнографического характера. Существует ряд рисунков, которые были выполнены не с натуры, а под впечатлением от рассказов путешественников или по более ранним гравюрам. К одной из таких работ отно­ сится иллюстрация из английского Атласа выполненная картографом Moses Pitt - «The Manner of the Laplanders living in Summer... in Winter» (около 1680, Oxford). Графический лист разделен на две половины горизонтальной линией. На верхней половине изображены сцены, повест­ вующие об основных летних занятиях лапландцев, а в нижней части - зимних. Иллюстрация содержит несколько неточностей, которые подчеркивают то, что рисунки были выполнены не с натуры. Так, например, Moses Pitt изобразил лопарей с бородой, не зная, что у них она почти не растет, а деревья на рисунке выглядят слишком большими для Заполярного Севера. Однако, недочеты лишь подчеркивают интерес средневековых исследователей к Кольскому Северу. В период Нового времени исследователи и картографы продолжали приезжать на Коль­ ский Север с целью изучения и освоения края. Однако, на карты какие-либо иллюстрации уже не наносились и включали только географические особенности ландшафта полуострова и в ис­ ключительных случаях могли быть украшены декоративными картушами. Все натурные зари­ совки выполнялись уже на отдельных листах. В России начало научной экспедиционной работы восходит к началу 18 века. С этого времени отдельными порывами развивалось в нашей стране экспедиционное дело, что имело большое значение не только в области практических проблем познания Кольского Севера, но и в области развития изобразительного искусства края [Ферсман 1929: 1]. У исследователей были определенные традиции и одна из них - традиция иметь в науч­ но-исследовательской экспедиции художника, которая сохранялась почти до середины 20 века. Одним из первых экспедиционных художников, который писал на Новой Земле и Лапландии в составе русской исследовательской экспедиции под руководством ученого, академика - К.М. Бэра в 1837 году был Редер. Он был рекомендован исследователю не только как художник, но и как «молодой человек, имеющий геогностические (геологические) сведения и готовый к всяче­ ским лишениям», что является важной особенностью любого экспедиционного художника [Со­ ловьев 1934: 13]. Произведения Редера выполнены в технике литографии с авторской аква­ рельной окраской и настолько точно воспроизводят картины природы арктического архипелага, что не лишены и сейчас естественнонаучного значения. Нельзя отказать им и в чисто художественной ценности. «Гора Матюшев Камень» (1937), «Лабиринт. Варангер- фиорд» (1940), «Ненцы Новой Земли» (1937) и другие - прекрасно разработанные, тонкие ри­ сунки художника Редера. Наиболее интенсивное изучение Кольского Севера, а вместе с тем и художественное освоение края началось с конца 19 века, так как возрос интерес к северным территориям нашей страны и как к важному стратегическому пункту, богатому источнику полезных ископаемых и рыбного промысла. Появились новые имена исследователей региона, создавались краеведче­ ские организации и научные общества, которые организовывали различные экспедиции для изучения Кольского края. В их состав по традиции входили и рисовальщики. В 1899 году по приглашению адмирала С.О. Макарова в Заполярье в составе экспеди­ ции в качестве рисовальщика работал выпускник Академии Художеств - Евгений Иванович Столица. Он побывал на Северном Ледовитом Океане в первом плавании ледокола «Ермак», где создал серии замечательных картин, посвященных природе Арктики - «Во льдах Арктики» (1899), «Ледокол Ермак в полярных льдах» (1899). Искренность пейзажей Е.И.Столицы, насы­ щенность их воздухом и светом, правдивость в передаче состояния природы привлекли к ним внимание широких кругов любителей русской реалистической живописи. Известный русский мастер акварельной живописи, выпускник Императорской Акаде­ мии Художеств - Альберт Николаевич Бенуа приехал на Кольскую землю по приглашению профессора П.В. Виттенбурга участвовать в качестве рисовальщика в геологических изыскани­ ях на севере Кольского полуострова. На протяжении всей экспедиции Альберт Николаевич не­ престанно работал, делая наброски и зарисовки, в которых старался как можно ярче запечат- 91

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz