Федотова, А. В. Роль исследователей Кольского Севера в становлении изобразительного искусства края / А. В. Федотова // Актуальные вопросы современной филологии и культурологии / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск, 2010. - С.90-93.

деть своеобразную прелесть северной природы. В акварельных произведениях художника по­ этика романтизма сочеталась с документальной точностью. «Летний вечер на Мурманском по­ бережье» (1920), «Сплав леса в Кольском заливе. Мурманск» (1920) -некоторые работы мур­ манской серии художника. Ряд экспедиционных художников не просто приезжали рисовать удивительные север­ ные пейзажи, а посвятили свою жизнь изображению и изучению Заполярного Севера. Они стремились не только воспеть его в своих живописных и графических полотнах, но и изучить его. К одним из них относится первооткрыватель северной красоты, выпускник Академии ху­ дожеств, исследователь Арктики и этнограф - Александр Алексеевич Борисов. Впервые на Кольский Север он приехал в 1894 году на пароходе «Ломоносов» в качестве рисовальщика и эта поездка определила всю его жизнь. Позже он совершил целый ряд научных и художествен­ ных экспедиций, где создал целые циклы живописных произведений и исследовал северные земли. «Писать, делать съёмки берега, собирать коллекции - принести пользу и искусству, и науке», - так обозначил свою цель в жизни А.А.Борисов [Вехов 1999]. Его кисти принадлежит первое в истории искусства грандиозное живописное полотно на арктическую тему «В области вечного льда. Лето» (1896). Из своих художественных экспедиций, как называл их А.А.Борисов, он привез более 250 этюдов и картин, написанных в условиях суровой природы Заполярья: «У берегов Новой Земли» (1896), «Чум ненцев в Малых Кармакулах. Новая Земля» (1896) и другие. Для более плодотворной работы А.А.Борисов собрал дом-мастерскую на Но­ вой Земле, которая стала первой «арктической студией». Большое количество рисунков и зарисовок создал известный этнограф, писатель, иссле­ дователь культуры и быта саамов Кольского полуострова - Владимир Владимирович Чарнолу- ский. Он занимался живописью, готовился к поступлению в Академию художеств, однако, Первая мировая войны прервала обучение. После демобилизации он окончил Географический институт по этнографическому отделению, однако, рисование не бросил. Разделяя твердые убеждения В.Г. Богораза, что каждый этнограф должен быть немного художником, иначе он не поймет чужую культуру, В.В. Чарнолуский отправлялся в свои многочисленные экспедиции, не выпуская карандаш из рук. Жанровый диапазон экспедиционного творчества этнографа широк: рисунки, отражающие экспедиционную повседневность, этнографические зарисовки, портреты местных жителей, натурные акварельные этюды северной природы. Создавая изобразительные тексты, он всегда стремился совместить точность в изображении ландшафта, атмосферы и культурного быта с художественным видением - «Залив озера Сейда» (1930-е), «Полуночное солнце в Лапландии» (1920-30) и другие. Все картографы и художники, которые принимали участие в научных экспедициях, как правило, обладали высоким профессиональным уровнем и оставили уникальное художествен­ ное наследие. Вместе с исследователями осваивая новые для себя мотивы, они сыграли значи­ тельную роль в художественном освоении Русской Лапландии и стали важным этапом в разви­ тии изобразительного искусства края. Их произведения сохранили до наших дней пейзажи Заполярного Севера, давно изменившиеся под натиском цивилизации, портреты саамов и по­ моров, особенности их жизни и быта, национальной одежды, фрагменты экспедиционной жиз­ ни. Также их работы содержат интересный и обстоятельный материал об истории культуры Кольского Севера, не потерявший до настоящего времени своего научного значения, и пред­ ставляют собой значительный потенциал, характеризующий культурно-исторический пласт времени. Своей творческой деятельностью они проложили дорогу для дальнейшего развития пленерной живописи в условиях Крайнего Севера. Именно они открыли этот заповедный край как неисчерпаемый источник вдохновения для последующих поколений. На смену им пришли мастера, продолжившие их традиции и обогатившие художественную летопись Севера своими произведениями. * * * • Вехов Н. Певец природы русского Севера // Московский журнал. 1999, №9. • Виттенбург Е. П. Павел Виттенбург: геолог, полярник, узник ГУЛАГА: (воспоминания до­ чери). СПб., 2003 • Геррит Де-Фер. Плавания Баренца 1594-1597. Л.: Издательство Севморпути, 1936. • Кольские карты. [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://biannia.narod.ru/publish.html 92

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz