Фёдоров, П. В. Православный словарь Кольского Севера / П. В. Фёдоров. - 2-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург : Международный банковский институт, 2017. - 232 с. : ил., портр.

8 и других подвижников по обращению лопарей-язычников в русскую веру. Сам факт ввода стрелецкого войска в Колу мог смениться его неожи­ данным выводом, как, например, произошло к 1589 г.: тогда отражать нападение шведов колянам пришлось без поддержки стрельцов, своими силами. В те времена, когда аборигены составляли значительную часть местного населения, по их вероисповеданию де-факто определялась го­ сударственная принадлежность территории. Сеяние православной веры в среду аборигенов-язычников, строительство храмов, образование рус­ ских поселений — уже прочно и надолго обеспечивало защиту интересов Русского государства в Лапландии, снижая негативное влияние разных конъюнктур. По этой же причине в 1599 г. датский король Христиан IV, придя на эскадре судов в Колу, не сумел склонить местных жителей к принятию ими подданства королевства Дании. Деревянный Борисоглебский храм на пограничной реке Паз и сегод­ ня для многих жителей Скандинавии означает большую Россию, раски­ нувшуюся от мурманских скал до берегов Тихого океана. В отличие от центральных районов России, на Кольском Севере неча­ сто возникали многопоколенные священнические роды (можно вспомнить Андриановых, Гурьевых, но их мало). Приезжающее сюда духовенство было подвержено смене места жительства, с трудом укоренялось в этом суровом крае, о чем еще до революции 1917 г. на страницах «Архангель­ ских епархиальных ведомостей» с сожалением писал кольский священник А .И . Попов. Вместе с тем православную культуру усвоила преобладаю­ щая часть жившего на Кольском Севере населения, для которой были важ­ ны традиции соблюдения православных постов и праздников, почитания святых и другие духовные практики. Жизнеспособность православия во многих местах подтверждалась преемственностью в храмостроительстве. На месте сгоревшего или разрушившегося храма часто строился новый и с тем же именем. Например, Петропавловская церковь в Варзуге строилась 4 раза, а Свято-Троицкая церковь на Монастырском (Кладбищенском) острове в Коле — трижды. Немаловажно, что строили храмы всем ми­ ром, на средства местных жителей и благотворителей. Северный стиль в те времена (и сегодня тоже) выдавала простота церковной архитектуры. На Кольском Севере крайне редки примеры строительства архитектурных шедевров, многие церкви выглядят скромно, аскетично. З а всем этим — высокие требования к крепости духа, который должен преодолевать лишения северной природы. Поэтому жажда веры на Крайнем Севере была увязана с потребностью возделывания и пре­ образования тундры. В том проявлялась не столько тяга стяжательства, материального накопительства, сколько стремление к укрощению плоти через тяжелый физический труд. Трифонов Печенгский монастырь — пример духовного подвига отшельнического служения преподобного Три­ фона Печенгского и вместе с тем труды по возделыванию тундры, пре­ вращению ее в цветущий сад ради спасения. Выявленная статистика по Кольскому приходу за 1863-1917 гг. пока­ зывает, что православные традиции соблюдались и в других сферах жизни: во время главных православных постов снижалась частота зачатий детей,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz