Кольский некрополь - памятник истории и культуры северного уездного города России XIX - начала XX вв. : каталог / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. пед. ун-т, Мурм. обл. центр по сохранению ист.-культур. наследия Мурм. обл. ; [сост., авт. фот.: П. В. Федоров, А. А. Малашенков]. – Мурманск : [б. и.], 2010 (ООО «Полиграфист»). - 19 с.: ил.
телям кольских семей не удалось сохранить ни старых надгробий, ни участков семейных захоро нений. Множество старинных памятников, дере вянных крестов со временем было потеснено но выми захоронениями, разрушено. На территории Кольского некрополя на се годняшний день учтено 24 каменных надгробия, относящихся к 1821-1922 гг. Среди них 19 памят ников сохранились полностью и 5 - в виде фраг ментов. До наших дней дошли надгробные памят ники известным деятелям Колы XIX - начала XX вв., в т.ч. купцу и ратману городской ратуши В.А. Лоушкину, уездному исправнику В.И. Смирнову, священнику и краеведу Г.К. Терентиеву, город скому голове М.В. Хипагину, купцу, фактористу и городскому голове П.А. Хохлову, волостному старшине М.С. Жеребцову, предпринимателю ме щанину В.А. Чертову, норвежским колонистам Шершетам. Качество и эстетика надгробия в некоторой степени определяли имущественную и социаль ную состоятельность семьи в глазах местного со общества. Если до конца XIX века преобладающей формой являлась наземная плита, то в дальней шем ее заменяет вертикальная стела. Все наземные плиты имеют вид трапеции и напоминают тем самым крышку гроба. Так архи 4 тектурно выражалась мысль о предстоящем Страшном Суде, в день которого гробы должны открыться, а усопшие - воскреснуть. Наземные плиты внешне все однообразны, различаются только графическими изображениями. К последним относятся рисунки и буквы. Обязательным атрибутом художественного оформления наземных плит является христиан ский крест, который «как орудие спасения мира Иисусом Христом был предметом величайшего чествования у христиан с самого начала церкви». Кресты изображались в верхней части плиты, над текстом. На безымянной плите (1821), надгробии П. Покидиной (1830) и могильном камне В.А. Ло ушкину (1857) это принимает символическое зна чение: кресту, символизирующему бессмертие души, здесь во всех случаях противопоставлен рас положенный в нижней части плиты череп со скре щенными костями — символ бренности всего ма териального. Примечательно, что на безымянной плите 1821 г. идея отсутствия вечной жизни на Земле усилена изображениями песочных часов и урны. Многие наземные плиты украшены расти тельным, реже геометрическим орнаментом. Постепенное обмирщение культуры вело к утверждению новых форм надгробной архитек туры - вертикальных стел. Взмывающий кверху
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz