Кольский некрополь - памятник истории и культуры северного уездного города России XIX - начала XX вв. : каталог / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. пед. ун-т, Мурм. обл. центр по сохранению ист.-культур. наследия Мурм. обл. ; [сост., авт. фот.: П. В. Федоров, А. А. Малашенков]. – Мурманск : [б. и.], 2010 (ООО «Полиграфист»). - 19 с.: ил.

телям кольских семей не удалось сохранить ни старых надгробий, ни участков семейных захоро­ нений. Множество старинных памятников, дере­ вянных крестов со временем было потеснено но­ выми захоронениями, разрушено. На территории Кольского некрополя на се­ годняшний день учтено 24 каменных надгробия, относящихся к 1821-1922 гг. Среди них 19 памят­ ников сохранились полностью и 5 - в виде фраг­ ментов. До наших дней дошли надгробные памят­ ники известным деятелям Колы XIX - начала XX вв., в т.ч. купцу и ратману городской ратуши В.А. Лоушкину, уездному исправнику В.И. Смирнову, священнику и краеведу Г.К. Терентиеву, город­ скому голове М.В. Хипагину, купцу, фактористу и городскому голове П.А. Хохлову, волостному старшине М.С. Жеребцову, предпринимателю ме­ щанину В.А. Чертову, норвежским колонистам Шершетам. Качество и эстетика надгробия в некоторой степени определяли имущественную и социаль­ ную состоятельность семьи в глазах местного со­ общества. Если до конца XIX века преобладающей формой являлась наземная плита, то в дальней­ шем ее заменяет вертикальная стела. Все наземные плиты имеют вид трапеции и напоминают тем самым крышку гроба. Так архи­ 4 тектурно выражалась мысль о предстоящем Страшном Суде, в день которого гробы должны открыться, а усопшие - воскреснуть. Наземные плиты внешне все однообразны, различаются только графическими изображениями. К последним относятся рисунки и буквы. Обязательным атрибутом художественного оформления наземных плит является христиан­ ский крест, который «как орудие спасения мира Иисусом Христом был предметом величайшего чествования у христиан с самого начала церкви». Кресты изображались в верхней части плиты, над текстом. На безымянной плите (1821), надгробии П. Покидиной (1830) и могильном камне В.А. Ло­ ушкину (1857) это принимает символическое зна­ чение: кресту, символизирующему бессмертие души, здесь во всех случаях противопоставлен рас­ положенный в нижней части плиты череп со скре­ щенными костями — символ бренности всего ма­ териального. Примечательно, что на безымянной плите 1821 г. идея отсутствия вечной жизни на Земле усилена изображениями песочных часов и урны. Многие наземные плиты украшены расти­ тельным, реже геометрическим орнаментом. Постепенное обмирщение культуры вело к утверждению новых форм надгробной архитек­ туры - вертикальных стел. Взмывающий кверху

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz