Кольский некрополь - памятник истории и культуры северного уездного города России XIX - начала XX вв. : каталог / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. пед. ун-т, Мурм. обл. центр по сохранению ист.-культур. наследия Мурм. обл. ; [сост., авт. фот.: П. В. Федоров, А. А. Малашенков]. – Мурманск : [б. и.], 2010 (ООО «Полиграфист»). - 19 с.: ил.
И стория расположенного в северной части Кольского полуострова города Колы насчитывает более четырех столетий. На севере Европы этот город получил известность как база рыбопро мышленников, торг, административный центр Кольского уезда, военная крепость и оплот право славия. До начала XX в. Кола была, пожалуй, са мым крупным в Арктике населенным пунктом, а также наиболее значительной в прибрежье Ба ренцева моря контактной зоной мигрирующих рыбопромышленников. В разные годы сюда приезжали известные путешественники и ученые. В их числе М.В. Ло моносов, философ Н.Я. Данилевский, поэт К.К. Случевский, адмирал С.О. Макаров и др. В годы Крымской войны Кола, став объек том нападения английского корабля «Миранда», была почти полностью сожжена. Отчасти поэтому, несмотря на богатую историю, в самом городе до наших дней дошло немного памятников старины. Один из них - Кольский некрополь. Это ста ринное кладбище на Каменном (Монастырском, Кладбищенском) острове, где сохранились памят ники надгробной архитектуры XIX - первой четверти XX в. По воспоминаниям шведа Адоль фа Пенцелиуса, побывавшего в Коле в 1839 г., остров «в летнее время служит любимым местом прогулки для жителей Колы». Центром погребального комплекса была деревянная Троицкая церковь. Построенная в XVHI в., она простояла до 30-х гг. XX в. Этот храм коляне считали святыней, поскольку думали, что только «по Провидению Божию он уцелел при сожжении города Колы в 1854 году». Здесь же до конца XIX в. хранилась особо чтимая икона Ивер- ской Божьей Матери, обнаруженная на террито рии города «в куче золы и обгорелых остатков». Как замечал К. Соловцов, «этой иконе местные жители приписывают чудотворную силу». По сви детельству В.Н. Харузиной, в 1880-е гг. эту икону перенесли из Троицкой церкви в Благовещенскую церковь, чем было возбуждено «сильное недо вольство среди колян, которые убеждены, что са мой иконе не нравится такое перемещение. Ходят слухи среди жителей города, что часто ночные сто рожа видели в кладбищенской церкви зажженные свечи и лампады, некоторые даже слышали службу». По словам побывавшего в Коле литератора К.К. Случевского, на Кольском кладбище уже в XIX в. встречалось «много старых, даже прова лившихся, полуоткрытых, зияющих могил», а также «разбитых, накрененных» плит. Поэтому неудивительно, что в советское время представи 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz