Кольский некрополь - памятник истории и культуры северного уездного города России XIX - начала XX вв. : каталог / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. пед. ун-т, Мурм. обл. центр по сохранению ист.-культур. наследия Мурм. обл. ; [сост., авт. фот.: П. В. Федоров, А. А. Малашенков]. – Мурманск : [б. и.], 2010 (ООО «Полиграфист»). - 19 с.: ил.

И стория расположенного в северной части Кольского полуострова города Колы насчитывает более четырех столетий. На севере Европы этот город получил известность как база рыбопро­ мышленников, торг, административный центр Кольского уезда, военная крепость и оплот право­ славия. До начала XX в. Кола была, пожалуй, са­ мым крупным в Арктике населенным пунктом, а также наиболее значительной в прибрежье Ба­ ренцева моря контактной зоной мигрирующих рыбопромышленников. В разные годы сюда приезжали известные путешественники и ученые. В их числе М.В. Ло­ моносов, философ Н.Я. Данилевский, поэт К.К. Случевский, адмирал С.О. Макаров и др. В годы Крымской войны Кола, став объек­ том нападения английского корабля «Миранда», была почти полностью сожжена. Отчасти поэтому, несмотря на богатую историю, в самом городе до наших дней дошло немного памятников старины. Один из них - Кольский некрополь. Это ста­ ринное кладбище на Каменном (Монастырском, Кладбищенском) острове, где сохранились памят­ ники надгробной архитектуры XIX - первой четверти XX в. По воспоминаниям шведа Адоль­ фа Пенцелиуса, побывавшего в Коле в 1839 г., остров «в летнее время служит любимым местом прогулки для жителей Колы». Центром погребального комплекса была деревянная Троицкая церковь. Построенная в XVHI в., она простояла до 30-х гг. XX в. Этот храм коляне считали святыней, поскольку думали, что только «по Провидению Божию он уцелел при сожжении города Колы в 1854 году». Здесь же до конца XIX в. хранилась особо чтимая икона Ивер- ской Божьей Матери, обнаруженная на террито­ рии города «в куче золы и обгорелых остатков». Как замечал К. Соловцов, «этой иконе местные жители приписывают чудотворную силу». По сви­ детельству В.Н. Харузиной, в 1880-е гг. эту икону перенесли из Троицкой церкви в Благовещенскую церковь, чем было возбуждено «сильное недо­ вольство среди колян, которые убеждены, что са­ мой иконе не нравится такое перемещение. Ходят слухи среди жителей города, что часто ночные сто­ рожа видели в кладбищенской церкви зажженные свечи и лампады, некоторые даже слышали службу». По словам побывавшего в Коле литератора К.К. Случевского, на Кольском кладбище уже в XIX в. встречалось «много старых, даже прова­ лившихся, полуоткрытых, зияющих могил», а также «разбитых, накрененных» плит. Поэтому неудивительно, что в советское время представи­ 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz