Фёдоров, П. В. Вторые Дарданеллы : Кольский край в истории Российского государства / П. Федоров ; Ломоносов. фонд, Мурм. отд-ние. – Мурманск : [б. и.], 2003. - 63 с.

года была пущена построенная вчерне железная дорога, Военго-стратегические грузы пошли по ней вглубь России. Тогда же здесь был основан новый российский город, наз­ ванный. в силу своего важного стратегического значения, фа ­ милией царской семьи — Романов-на-Мурмане. Западные газеты сразу же окрестили Мурманскую же­ лезную дорогу «Вторыми Дарданеллами». А тибетский ме­ дик и приближенный Николая II Ж. Бадмаев в письме к царю высказал суждение о том, что «порт Романов должен сыграть мировую роль для нашего Отечества —■ большую, чем берега Финского и Рижского заливов. Немецкого моря и даже Черного моря и Дарданелл. Порт Романов будет не только конечным портом для всей России... но даже ко­ нечной точкой для всего азиатского Востока». С постройкой железной дороги далекая северная окраи­ на перестает, таким образом, быть окраиной, притягивая интерес правительства не в меньшей степени, а иногда да ­ же и в большей, чем иной центральный регион страны. Это происходило еще и потому, что в след за союзничес­ кими судами на Север пришли военные корабли, а позднее и подводные лодки враждебной Германии. Российскому пра­ вительству пришлось принимать меры для охраны северно­ го побережья и прилегающих к нему участков Северного Ледовитого океана путем создания, причем, фактически на пустом месте, военно-морского формирования. Для этого сюда главным образом с Дальнего Востока, переправляются российские военные корабли (в том числе и потопленные в рѴсско-японскую войну и выкупленные у японцев крейсер «Варяг», линкор «Чесма» и др.) Сформированные из них военно-морские части и подразделения становятся основой для созданной в июле 1916 г. Флотилии Северного Ледови­ того океана со штабом в Архангельске. На Кольском Севе­ ра было построено две военно-морские базы — в Кольском заливе (порт Романов) и па Мурманском побережье (Иокань- га). Поскольку техническое состояние русских военных ко­ раблей оставляло желать лучшего, их оказывалось недоста­ точно для поддержания российского присутствия в Варен- гечом и Белом морях. Поэтому на Север России приглашают­ ся еіге и военные корабли союзников по Антанте и, прежде всего, английские. Для обеспечения постоянной связи Рос ­ 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz