Фёдоров, П. В. Вторые Дарданеллы : Кольский край в истории Российского государства / П. Федоров ; Ломоносов. фонд, Мурм. отд-ние. – Мурманск : [б. и.], 2003. - 63 с.

3. ЭФФЕКТ «ВТОРЫХ ДАРДАНЕЛЛ»: КОЛЬСКИЙ СЕВЕР В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 1914—1918 гг. И В ПЕРИОД СЕВЕРНОЙ ОБЛАСТИ (1918—1920 гг.) Начавшаяся в 1914 году мировая война, в которую ока­ залась втянута и Россия, кардинально изменила геополити­ ческую ситуацию. Военные действия потребовали напряже­ ния всех сил и поиска новых источников ресурсов. Союзни­ ки России по Антанте (Англия, Франция и примыкавшие к ним США) были готовы продавать ей стратегические това­ ры (вооружение, продовольствие и т. д.). Однако главный противник Антанты — Четверной союз (Германия, Австро- Венгрия, Турция и Болгария) — сумел фактически заблоки­ ровать Россию. В районе ее западной сухопутной границы тянулся фронт. Оказались закрытыми и морские выходы в Европу: Балтийское море заперли немцы, а проливы Босфор и Дарданеллы — турки. Владивостокский порт был слиш­ ком удален от центра России. Вся нагрузка, таким образом, легла на Архангельск, для чего в срочном порядке начались работы по реконструкции его порта и связывающей его с центром железной дороги. Однако более чем на полгода этот единственный, оставшийся у России, выход в Европу блокировала сама природа, сковывая льдом архангельский рейд и Белое море. В этой ситуации взоры правительства обратились на Мурман. Правительство Николая II, испытав острый дефи­ цит геополитического ресурса, решает компенсировать его проведением на Кольский Север железной дороги, которая должна была протянуться более чем на 1000 верст от Пет­ розаводска (уже связанного железной дорогой с Петрогра­ дом) до Кольского залива по болотистой и пересеченной местности. Для ее создания были задействованы огромные ресурсы, расходование которых увеличивали и сжатые сро­ ки строительства (1915—1916 гг.). Поэтому для прокладки полотна на Мурман и в Карелию присылались не только вольнонаемные рабочие (в том числе иностранцы, среди ко­ торых было много китайцев), но и военнопленные. Одновременно на берегу Кольского залива для приема союзнических судов строился торговый порт. К осени 1916 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz