Фёдоров П.В. Рождение Северного военно-морского флота: долгий путь воплощения идеи. Учёные записки МГПУ. 2009, Вып. 9, c.3-18.

ского берега был поднят в начале 1870-х гг. в Комиссии для изыскания мер к экономическому развитию Севера под председательством Н.Н. Качалова, который к тому времени уже перешел на работу в Министерство финан­ сов1. В 1881 г. впервые к берегам Мурмана вышла архангельская морская шхуна «Полярная звезда». На следующий год такой же рейс совершила шхуна «Бакан». Исследователи этого вопроса Г.П. Попов и Р.А. Давыдов озадаченно пишут: «Нам не удалось найти никаких инструкций Морского министерства, которым должен был следовать командир крейсера, своей властью водворяя законность, порядок и защищая русские интересы на всем протяжении Мурманского побережья»2. Вместе с тем в Государст­ венном архиве Архангельской области хранится документ, согласно кото­ рому 12 июня 1881 г. МВД предложило архангельскому губернатору раз­ работать инструкцию для командира шхуны, взяв за основу инструктивные указания, разработанные в правительстве для охранного крейсерства на Дальнем Востоке еще в 1874 г.3 Впрочем, как бы центр ни настаивал на унификации, заимствования не получилось: по сравнению с дальневосточ­ ной инструкцией, северная оказалась гораздо более жесткой. Тогда как на Дальнем Востоке, согласно документу, российский крейсер обязан был «обходиться с иностранцами ласково», не задерживая нарушителей, пред­ лагать им удалиться из российских территориальных вод , на Севере инст­ рукция разрешала подвергать судно браконьеров задержанию «в наших водах» и передаче в распоряжение береговых судебных или полицейских властей для привлечения их к ответственности5. Охранные крейсерские рейсы, совершавшиеся в 1881-1882 гг. бело­ морскими шхунами «Полярная звезда» и «Бакан», были первым опытом целенаправленного поддержания военно-морского присутствия у побере­ жья Мурмана. Тогда в Морском министерстве еще не были уверены в его необходимости с военной точки зрения, старались связать охранное крей­ серство с обеспечением торгово-коммерческой деятельности и на этом ос­ новании переложить все связанные с ним расходы на Министерство фи­ нансов6. Крейсерская практика на этом основании была отменена. Однако в дальнейшем последовательная реализация принципов во­ енно-морской доктрины невольно способствовала пересмотру позиций, по­ зволив Морскому министерству начиная с 1893 г. ежегодно направлять к 1Г А А О .-Ф . 1 ,-О п . 8 . - Т . 1 .- Д . 1 6 2 6 .-Л . 123-131. Попов Г.П., Давыдов Р.А. Морское судоходство на Русском Севере в X IX - начале X X в. - Екатеринбург; Архангельск, 2003. - Кн. 1. - С. 199. Государственный архив Архангельской области (ГААО). - Ф. 1. - Оп. 8. - Т. 1. - Д. 1626.- Л . 122. 4 Там ж е .- Л . 127-131. 5Там же. - Л. 136-139. 6Там же. - Л. 125. 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz