Фёдоров П.В. Сергей Витте о военно-стратегическом и экономическом значении Мурманского побережья.Учёные записки МГПУ. 2005, Вып. 5, с.76-82.

П. В. Федоров СЕРГЕЙ ВИ ГТЕ О ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКОМ И ЭКОНОМИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ МУРМАНСКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ Кольский Север до революции был сл абор азви той и м алозасе­ ленной окраиной Российской империи. Н есмотря на незамерзаемость, теплое течение Гольфстрим , бухт М урм анского бер ега и приближ ен­ ность всего края к границе, эта территория практически не интересо­ вала правительство в стратегическом отнош ении. К началу Первой мировой войны промысловую деятельность русских пом оров в Ба­ ренцевом море охранял единственный военный корабль - посыльное судно «Бакан». Мурман не был связан с центром России железной дорогой - пассажирские и грузовые сообщ ения п одд ерж ивали сь мор­ ским путем. П равительство полагало, что заполярны е территории не имеют больших перспектив для проживания зд есь крупных сооб­ ществ людей. Первым государственным деятелем , реш ивш им оспори ть такой подход, обратившим внимание на стратегическое и экономическое значение М урм анского побереж ья, был граф С ергей Ю льевич Витте (1849 -1915 ), выдающийся министр-реформ атор эпохи царствований Александра III и Николая II. В 1894 г. по заданию А лександра III С.Ю . Витте отправился в поездку по Северу России, во время которой он посетил и Мурман­ ский берег. По воспоминаниям С.Ю . Витге, А лександр III испытывал большую симпатию к Русскому Северу. В 1868 г., ещ е будучи на­ следником престола, возглавляя работу комиссии по борьбе с голо­ дом. будущий император высказал идею о необходим ости строитель­ ства железных дорог на Север. В 1893 г. А лександр III учредил особую комиссию «для всестороннего обсуждения проектированных железнодорожных путей на Север»: на Архангельск, Котлас и Мур- ман. Поскольку предполагалось, что эти дороги буду т иметь прежде всего торгово-экономическое значение, император попросил совер­ шить поездку по С еверу именно С.Ю . Витге, который, как министр финансов, курировал торговлю и промыш ленность. Впрочем , судя но воспоминаниям С.Ю . Витге, Александр Ш придавал его поездке и другой смысл. Как раз в это время новый тол­ чок к развитию получил российский флот, переживавш ий сильный упадок после Крымской войны. Благодаря этому толчку начал вос­ станавливаться Черноморский флот, стал строи ться новый военный порт на Балтике, в Либаве. О днако у А лександра III «была мысль уст- 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz