Фёдоров П.В. Военная обстановка на Балканах в 1914-1915 гг. и вопрос об открытии северных коридоров для сообщения России с союзниками. Учёные записки МГГУ. 2012, Вып. 12, c.60-66.

11.В. Федоров Военная обстановка на Балканах в 1914-1915 гг. и вопрос об открытии северных коридоров для сообщения России с союзниками Первая мировая война выявила неэффективность системы организа­ ции ресурсов в России. Потребность российской армии в винтовках была обеспечена на 65%, пулеметов - на 12%. Большие потери армия несла из- за недостатка артиллерийских орудий и самолетов1. Нехватка квалифици­ рованных рабочих, многие из которых были мобилизованы в армию, за­ метно ограничивала рост отечественной промышленности. Положение усугублялось топливным голодом. Уже в начале войны Россия к тому же осталась без надежных транс­ портных коммуникаций со странами-союзниками, что затрудняло возмож­ ность завоза стратегических грузов извне. Германия заблокировала Балтийское море, а Османская империя - Черное. По западному пограни- чью Российского государства протянулся сухопутный фронт. Владиво­ стокский порт не мог спасти положение, поскольку находился слишком далеко от театра военных действий и мог контактировать только с США и Японией. Взоры правительства обратились на сравнительно спокойную и уда­ ленную от театров военных действий территорию Европейского Севера. Военные грузы в Россию можно было завозить через систему железных дорог Швеции и Финляндии, но их пропускная способность была невели­ ка. Архангельск принимал пароходы только пять месяцев в году (с мая до октября), когда северодвинский рейд и Белое море были свободны ото льдов. Архангельско-Вологодская железная дорога была узкоколейной и имела низкую пропускную способность. 29 ноября 1914 г. министр путей сообщения С.В. Рухлов официально заявил, что «одного архангельского пути будет недостаточно для успешно­ го выполнения огромной работы по внешнему вывозу...»2. В тот самый момент бывший председатель Совета Министров России С.Ю. Витте по­ пытался вернуть внимание правительства к своему давнему «мурманско­ му» проекту, предполагавшему строительство на незамерзающем побере­ жье Баренцева моря военно-морской базы, связанной с центром страны железной дорогой. В конце 1914 г. на заседании Общества ревнителей ис­ тории он озвучил доклад, который в свое время написал по заданию Алек­ сандра III3. Однако 19 декабря 1914 г. морской министр И.К. Григорович 1 Головин Н.Н. Россия в Первой мировой войне. М., 2006. С. 240-291. | Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 274. Оп. 2. Д. 1008. JI. 1. Либава или Мурман? (Из архива графа С.Ю. Витте) // Прошлое и настоящее: Сб. ста­ тей. Л„ 1924. Вып. I. С. 25-39. 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz