Фёдоров П.В. Военная обстановка на Балканах в 1914-1915 гг. и вопрос об открытии северных коридоров для сообщения России с союзниками. Учёные записки МГГУ. 2012, Вып. 12, c.60-66.

без энтузиазма ответил С.Ю. Витте, что «до окончания войны невозможно сделать окончательного вывода о роли того или другого военного порта»1. Между тем уже в 1915 г. под напором менявшейся военной обстановки российское правительство было вынуждено приступить к устройству оке­ анского порта на Мурмане. Вопрос о роли северных коммуникаций России в истории Первой ми­ ровой войны давно замечен в историографии. Особенно продуктивной пред­ ставляется обнародованная еще в 1939 г. идея П.Д. Быкова о существова­ нии определенной взаимосвязи между военной ситуацией на Балканах и стратегической ролью Европейского Севера. П.Д. Быков подчеркнул, что вступление в войну Турции в конце октября 1914 г., хотя и лишило Антан­ ту возможности пользоваться проливами Босфор и Дарданеллы, не приве­ ло к потере сербско-дунайского коридора, функционировавшего до осени 1915 г. Только вступление в войну Болгарии и падение Сербии вынудило союзников всецело сконцентрироваться на северном выходе в океан2. Вместе с тем П.Д. Быкову, по нашему мнению, не удалось органично связать события, происходившие на севере и юге Европы. Так, он ошибоч­ но указывал, что Мурманская железная дорога строилась «с начала 1915 года»3, имея в виду, очевидно, время принятия решения о производ­ стве изысканий под ее строительство. Из этого следовало, что интерес пра­ вительства к мурманскому транспортному направлению проявился прак­ тически одновременно и равнозначно, что и к архангельскому. Однако анализ законодательства свидетельствует о другом: относить время приня­ тия решения о строительстве Мурманской железной дороги, в ее полном виде, к периоду ранее 23 сентября 1915 г. некорректно. Последовательность принятия решений о модернизации и строитель­ стве железнодорожных линий на Севере выглядела следующим образом. В феврале 1915 г. выделяются средства на проведение изысканий для рекон­ струкции узкоколейной Архангельско-Вологодской железной дороги, и к началу следующего года уложенная широкая колея рельсового пути уве­ личила пропускную способность всего транспортного направления от Бе­ лого моря в центр России4. 1 января 1915 г. на основании доклада министра путей сообщения С.В. Рухлова Николаем II принимается решение о строительстве новой же­ лезной дороги - от Петрозаводска до Сорокской бухты3 на юго-западном 1 Вигге С.Ю. Воспоминания: В 3 т. М., 1960. Т. 1. С. 547. 2 Быков П.Д. Военные действия на Северном Русском морском театре в империалисти­ ческую войну 1914-1918 гг. JI., 1939. С. 4-5. 3 Там же. С. 5. Высочайше утвержденные Особые журналы Совета Министров за 1915 год. Пг. № 88; Быков П.Д. Указ. соч. С. 6. Название этой бухты происходит от расположенного на его берегу старинного села Сорока (ныне г. Беломорск). 61

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz