Федоров, П. В. Статуи и постаменты : имперский некрополь Санкт-Петербурга (Смоленское православное кладбище) в зеркале энциклопедической биографии / П. В. Федоров ; Междунар. банков. ин-т, Науч. лаб. геокультур. исслед. и разработок. - Санкт-Петербург : МБИ, 2018. - 214 с. : ил., табл.

48 • • • 89 «бессмертных» памятник сохранился у 67 персон (75,3 %), включая тех, чьи памятники были перенесены со Смоленского православного кладбища на другие кладбища Санкт-Петербурга. Это совпадение показывает, что энциклопедия, в целом, коррек­ тно отражает процесс мемориализации культуры. Включение деятеля в российский энциклопедический свод становилось формализацией уже имеющейся готовности власти и общества по увековечиванию его имени в книгах, статьях, на мемориальных досках и т.д., сохранению культурного наследия, связанного с данной персоной, включая поддер­ жание в надлежащем порядке места захоронения. Синхронизация мемориальных практик достигла в Санкт- Петербурге беспрецедентных масштабов, приведя к появлению искус­ ственных музейных некрополей, состоящих из памятников преиму­ щественно тех персон, которые были включены в российский энци­ клопедический свод. На кладбища Александро-Невской Лавры и спе­ циально выделенный участок Волковского православного кладбища («Литераторские мостки») с других кладбищ города свозились мемо­ риалы выдающихся деятелей Российской империи. В числе кладбищ- доноров оказалось и Смоленское православное, откуда в 1930-50-е гг. было перенесено 43 посмертных мемориала деятелям, включенным в российский энциклопедический свод, в т.ч. 39 - на кладбища Лавры и 4 - на Литераторские мостки. Приоритет при перевозке отдавался дея­ телям из укрупненной группы «Литература и искусство». Тем самым Смоленскому православному кладбищу, как памятнику истории и культуры, был нанесен значительный ущерб: захоронения известных всей России деятелей, таких, как живописцы И.Н. Крамской, А.И. Куинджи, И.И. Шишкин, поэт А.А. Блок и некоторых других, оказа­ лись потревожены или изъяты из кладбищенского ландшафта. В ряде случаев памятник не переносился, а на новом месте возво­ дился новыймемориал. Возникают сомнения, всегда ли извлекался прах умершего? Надгробие великого драматического актера А.Е. Мартынова до сих пор стоит на Смоленском православном кладбище без следов подкопов41, тогда как в Некрополе мастеров искусств при Александро- Невской Лавре было сооружено новое надгробие этому человеку. 41 Сохранилось описание первого памятника: «[Над] бронзовым, больших размеров бю­ стом покойного комика... возвышается каменный крест, подножием которому служат ма­ ски Талии и Мельпомены. Обширное место, занятое могилою, обнесено камнем и внутрен­ нею скамьею, парапетом, с металлической двухстворчатою калиткою» (ЦГИА СПб. Ф.457. Оп.1. Д.156. Лл.91-91об.). Бюст и калитка ныне отсутствуют.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz