Фёдоров П.В. Романов-на-Мурмане в правительственных документах Российской империи.

Лишившись коммуникаций со своими союзниками и начав испыты­ вать дефицит ресурсов, необходимых для ведения войны, российское правительство направляет свой взор на Север. Строительством железной дороги к незамерзающей бухте Баренцева моря, основанием нового горо- да-порта Романова-на-Мурмане, перешивкой узкоколейной Архангельско- Вологодской железной дороги на широкую колею, созданием Флотилии Северного Ледовитого океана Русский Север из дальней окраины посте­ пенно превращается в стратегический приоритет Российской империи. Это наглядно подтверждает динамика принимаемых в правительстве решений, касающихся развития морских театров и примыкающих к ним приморских зон. Согласно этим данным, уже в 1914— 1915 гг. северный выход в Европу заметно обогнал по степени привлекательности для го­ сударства остальные морские театры, вместе взятые (см. табл. и граф.). Таблица Изменение количества Высочайше ут верж денных решений Совета Министров России, касающихся развития морских театров и примыкающих к ним территорий (1912— 1915 гг.)’ Морской театр 1912 г. 1913 г. 1914 г. 1915 г. Всего Балтийский 3 2 2 4 11 Азово-Черноморский 3 2 2 10 17 Тихоокеанский 3 3 3 8 17 Северный 0 0 8 24 32 Всего: 9 7 15 46 77 График Изменение количества Высочайше ут верж денных решений Совета Министров России, касающихся развития морских театров и примыкающих к ним территорий (1912— 1915 гг.) Северный А юво-Чсрноморский Тихоокеанский Балтийский 1Таблица составлена по: Высочайше утвержденные особые журналы Совета Министров за 1912-1915 гг. (Библиотека РГИА. Инв. № 82629,84625,84627,84628,84630,98290,99942). 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz