Фёдоров П.В. Романов-на-Мурмане в правительственных документах Российской империи.

нов1. Вполне осознанно этот проект отстаивал и С. Ю. Витте2, результа­ том чего было основание в 1899 г. на берегу Екатерининской гавани Коль­ ского залива «коммерческого порта» Александровска, развитие которо­ го, правда, заметно ограничивало отсутствие надежных коммуникаций, связывающих его с центром России. Отсутствие железной дороги на Мурман можно объяснить тем, что госу­ дарственные приоритеты России до 1914 г. находились вдали от Севера. Колонизационные мероприятия правительства в этом крае в течение полу­ века проводились на крайне ограниченной финансовой и ресурсной базе. И, как следствие, Заполярье заселялось и осваивалось весьма медленно. Исходя из того что система стратегических приоритетов империи обусловливалась прежде всего обеспечением военной безопасности и гораздо значимей для государства оказывались не столько экономические, сколько военно-стратегические преимущества региона, большую отдачу мог иметь военно-морской проект С. Ю. Витте, в котором он еще в конце XIX в. указал на исключительное военно-стратегическое положение Коль­ ского Севера с точки зрения наличия здесь свободного выхода в океан. Существовавшую в России систему базирования флота С. Ю. Витте счи­ тал несовершенной в виду фактически замкнутых, соединенных с океа­ ном лишь узкими проливами, Балтийского и Черноморского морей. Ведь в случае войны эти проливы могли быть легко заблокированы противни­ ком, следствием чего для России становилась потеря важнейших мор­ ских коммуникаций и парализация флота. Опираясь на печальный опыт Крымской войны, когда основные морские выходы России в Европу были заперты неприятелем (включая и Белое море), министр полагал наибо­ лее целесообразным размещение главной военно-морской базы в неза­ мерзающей бухте Мурманского побережья Баренцева моря, имеющей открытый и круглогодичный выход в океан3. Но, несмотря на логичность и очевидную правоту рассуждений С. Ю. Витте, его проект начал осуществляться лишь через 20 лет. Образ дикого, непригодного для жизни человека Заполярья заметно мешал про­ никновению сюда государства. За эти два десятилетия Россия потерей флота познала всю бесперспективность дальневосточной стратегии, а спустя десятилетие пострадала от повторения реальной блокады Балтий­ ского и Черного морей, произошедшей, как о том и предупреждал С. Ю. Витте, с началом Первой мировой войны. 1 Государственный архив Архангельской области. - Ф. 1. - Оп. 8. - Т. 1. - Д. 1626. - Л. 123 -124; Сиденснер А. К. Описание Мурманского побережья. - СПб., 1909. 2 Российский государственный исторический архив (РГИА). - Ф. 560. - Оп. 38. - Д. 175. - Л. 87-93. ' Витте С. Ю. Из истории вопроса об устройстве военного порта на Мурмане // Про­ шлое и настоящее. - Л., 1924. - Вып. 1. 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz