Фёдоров П.В. Кладбища как многозначный социокультурный феномен: общие подходы (на примере Кольского Севера) Некрополи Кольского Севера: изучение, сохранение, коммуникация. М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. - Мурманск, 2013, c.17-26.
КЛАДБИЩЕ КАК МНОГОЗНАЧНЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН: ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ (на примере Кольского Севера )1 П.В. Федоров Феномен некрополя используется в гуманитарных исследовательских практиках весьма редко. Стереотипы восприятия, включая эмоциональную конно тацию, нередко мешают увидеть многозначность пространства кладбища в куль туре. Данная статья представляет собой определенную провокацию, постановку проблемы на фоне регионального материала. Кладбище как хронотоп Феноменальность некрополя распознается, прежде всего, вследствие спо собности кладбища «накапливать» в себе время и порождать совершенно специ фическую ситуацию хронотопа. Но это аномальный хронотоп, поскольку в его смысловых пределах «физическое» время обретает новое значение: оно замедляет ход и останавливается, превращаясь в вечность. Весь дух кладбищенской культу ры противостоит жизненной динамике. Посетитель, пришедший из городской суе ты на территорию кладбища, попадает в совершенно иное измерение бытия. Более всего его не может не задевать безжизненность кладбищенского пространства. Здесь, где ощущение времени находит себе новые формы, любое событие из че ловеческой повседневности нередко нивелируется, теряет свою актуальность или меняет смысл. Проступает иное миропонимание, заставляющее задумываться о бренности всего земного, конечности жизни. Вместе с тем кладбище не является пустотой, местом «сна и покоя». Своеобразный ход времени здесь напоминает о себе в динамике мемориальной культуры: память, основываясь на вере и чувстве, соперничает с забвением, бо рется с обезличиванием. Эта динамика, заметная даже прохожему и тем более «вооруженному» исследователю, крайне полезна для проникновения в сущность культуры. Кладбище представляет собой определенное средство «спасения» памяти, но в силу своих возможностей оно далеко не совершенно. Материальный остаток конкретной человеческой жизни находится на кладбище в преддверии перехода в ничто: рано или поздно он все равно исчезнет. Нередко бытующая среди людей надежда, что каменная надгробная глыба сохранит память о своем «подопечном» бесконечно долго, конечно, наивна. Противостояние вечной жизни и пустоты, па мяти и сумерек забвения - таков лейтмотив кладбища как хронотопа. Хронотоп кладбища, как правило, бывает выделен в ландшафте: его пе риметр обносится оградой, причем, место под него может выбираться в опреде ленном удалении от населенного пункта («новое» кладбище Мурманска), на его окраине («старое» кладбище Мурманска, с. Варзуга, пос. Териберка), а то и «за водой», на острове (г. Кола). Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz