Фёдоров П.В. Кладбища как многозначный социокультурный феномен: общие подходы (на примере Кольского Севера) Некрополи Кольского Севера: изучение, сохранение, коммуникация. М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. - Мурманск, 2013, c.17-26.

КЛАДБИЩЕ КАК МНОГОЗНАЧНЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН: ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ (на примере Кольского Севера )1 П.В. Федоров Феномен некрополя используется в гуманитарных исследовательских практиках весьма редко. Стереотипы восприятия, включая эмоциональную конно­ тацию, нередко мешают увидеть многозначность пространства кладбища в куль­ туре. Данная статья представляет собой определенную провокацию, постановку проблемы на фоне регионального материала. Кладбище как хронотоп Феноменальность некрополя распознается, прежде всего, вследствие спо­ собности кладбища «накапливать» в себе время и порождать совершенно специ­ фическую ситуацию хронотопа. Но это аномальный хронотоп, поскольку в его смысловых пределах «физическое» время обретает новое значение: оно замедляет ход и останавливается, превращаясь в вечность. Весь дух кладбищенской культу­ ры противостоит жизненной динамике. Посетитель, пришедший из городской суе­ ты на территорию кладбища, попадает в совершенно иное измерение бытия. Более всего его не может не задевать безжизненность кладбищенского пространства. Здесь, где ощущение времени находит себе новые формы, любое событие из че­ ловеческой повседневности нередко нивелируется, теряет свою актуальность или меняет смысл. Проступает иное миропонимание, заставляющее задумываться о бренности всего земного, конечности жизни. Вместе с тем кладбище не является пустотой, местом «сна и покоя». Своеобразный ход времени здесь напоминает о себе в динамике мемориальной культуры: память, основываясь на вере и чувстве, соперничает с забвением, бо­ рется с обезличиванием. Эта динамика, заметная даже прохожему и тем более «вооруженному» исследователю, крайне полезна для проникновения в сущность культуры. Кладбище представляет собой определенное средство «спасения» памяти, но в силу своих возможностей оно далеко не совершенно. Материальный остаток конкретной человеческой жизни находится на кладбище в преддверии перехода в ничто: рано или поздно он все равно исчезнет. Нередко бытующая среди людей надежда, что каменная надгробная глыба сохранит память о своем «подопечном» бесконечно долго, конечно, наивна. Противостояние вечной жизни и пустоты, па­ мяти и сумерек забвения - таков лейтмотив кладбища как хронотопа. Хронотоп кладбища, как правило, бывает выделен в ландшафте: его пе­ риметр обносится оградой, причем, место под него может выбираться в опреде­ ленном удалении от населенного пункта («новое» кладбище Мурманска), на его окраине («старое» кладбище Мурманска, с. Варзуга, пос. Териберка), а то и «за водой», на острове (г. Кола). Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz