Фёдоров П.В. Кладбища как многозначный социокультурный феномен: общие подходы (на примере Кольского Севера) Некрополи Кольского Севера: изучение, сохранение, коммуникация. М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. - Мурманск, 2013, c.17-26.

Кладбище как символическое пространство Кладбище является пространством знаков. Все, начиная от традиции хоро­ нить тела умерших людей в земле до установки памятников и поддержания на них определенного порядка, пронизано символическими смыслами. Представления о сакральности кладбища основаны на связи обряда погребения с постулатами ре­ лигиозной веры, что проявляется в многочисленных маркерах погребальной куль­ туры: облачении покойного, убранстве гроба, расположении могилы, ритуальных действиях, формах архитектурного памятника, графических изображениях и тек­ стах на нем. Процесс обмирщения культуры приводит к постепенной десакрализации погребальной культуры, но не означает отказ от символического: вместо старых канонов рождается гибрид светского и религиозного символизма. Так, в период советских гонений на Церковь православные кресты подменялись звездами и портретами умерших. В постсоветский период, когда вновь наметился православ­ ный ренессанс, портреты усопших стали размещаться на фоне крестов, которые вновь заменили звезды, а то и рядом с изображениями Иисуса Христа. Светский дух конкурирует на кладбище с религиозным консерватизмом, что выражается, в частности, в усвоении кладбищенским ландшафтом определен­ ных веяний моды. На это указывает эволюция надгробного памятника и надгроб­ ного портрета: переход от крестов и напоминающих крышку гроба наземных над­ гробий к металлическим и каменным обелискам и стелам; от фотографий в рам­ ках - к портретам на металлокерамике и гравировке на камне; от черно-белой гра­ вировки к цветной и т.д. Моде подвержена и эпитафия, что хорошо прослеживает­ ся на старинном Кольском кладбище. Имевшая изначально религиозный характер, эпитафия постепенно персонифицировалась; став редкостью в советское время, она возродилась в последние десятилетия. Как символическое пространство, кладбище теснейшим образом связано с ритуальными практиками: причем, не только погребальными (отпевания, похо­ роны и т.д.), но и маргинальными. Отсюда, мы видим пристальный интерес к кладбищам разного рода сект и молодежных неформальных групп, практикующих вандализм. Значительные поправки в представления о сакральности внесла еще рос­ сийская революция. Особым элементом в системе советского символизма и фор­ мой «святости» стали останки новых «мучеников» - погибших борцов за Совет­ скую власть. Например, в Мурманске в 1927 г. на месте братской могилы узников Иоканьгской тюрьмы было сооружено надгробие в виде трибуны (существующий и поныне памятник Жертвам интервенции), предназначенной для выступавших с пламенными речами местных деятелей. Символизм кладбища обуславливается также смыслом потаенного, реали­ зуемым через личную тайну. На кладбище встречаются практики коммуникации с миром мертвых (через надмогильные «беседы» и рукописные записки к умер­ шим), безымянные памятники (без указания фамилии умершего) и «странные» эпитафии. Как правило, тайно проявляются желания живущих определенным об­ разом устроить свое будущее захоронение, что оформляется в виде завещаний, прижизненных памятников и т.д. Потаенное выражается также в действиях с пра­ 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz