Фёдоров П.В. Кладбища как многозначный социокультурный феномен: общие подходы (на примере Кольского Севера) Некрополи Кольского Севера: изучение, сохранение, коммуникация. М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. - Мурманск, 2013, c.17-26.

хом умершего (возможностью его кремации, перезахоронения, укладыванием в гроб определенных вещей и т.д.). Символический характер кладбища позволяет ему вовлекаться и в форму симуляции. Существует традиция кенотафа (символического памятника) без захо­ ронения тела усопшего (в виду его отсутствия или погребения в другом месте). На городских кладбищах Мурманска есть примеры установки кенотафов погибшим участникам Великой Отечественной войны (памятник М. Бродеру на «новом» го­ родском кладбище), а также жертвам политических репрессий (памятник репрес­ сированным норвежцам2 на «новом» городском кладбище). По воспоминаниям мурманских старожилов, после окончания Великой Отечественной войны жите­ лями Мурманска практиковались заочные отпевания не вернувшихся с фронта родных: в этом случае на кладбище хоронился небольшой гробик, в который по­ мещался освященный песок. Приморское положение Кольского Севера неизбежно порождает проблему упокоения лиц, погибших в море. В 2002 г. в Мурманске был сооружен мемориальный маяк, в котором в специальных траурных книгах собра­ ны списки моряков, не вернувшихся на берег. Поскольку прах многих из них за­ брал океан, этот памятник, заменяя собой кладбище, служит символической мор­ ской усыпальницей Мурманска. Кладбище как семейно-родственная традиция Важную роль играет кладбище в семейно-родственной традиции. Почита­ ние могил старших родственников является современным воплощением извест­ ного с древнейших времен культа предков. Стремление похоронить родных лю­ дей рядом друг с другом порождает потребность резервации семейно­ родственных участков. Огороженный участок символизирует «продолжение» до­ ма. На это указывают встречающиеся на современных кладбищах навесные замки или защелки на калитке ограды, а также столы и скамейки внутри ограждения. «Старое» городское кладбище Мурманска, действовавшее в 1930-е - нача­ ле 70-х гг. - в период активного переезда в Мурманск семейно-родственных кол­ лективов из сельской местности, состоит из многочисленных семейно­ родственных участков, огороженных высокими оградами. В виду закрытия клад­ бища в 1971 г. заполнение этих участков так и не завершилось: на месте многих из них осталось незанятое пространство. «Новое» городское кладбище Мурманска, открытое в 1971 г., в меньшей степени отражает привязанность семейно­ родственным традициям, на что влияют измельчание семьи и индивидуализация духовной жизни. Высокие ограды здесь отсутствуют вовсе, что связано с введени­ ем запрета на огораживание из-за нехватки земельных площадей. Семейно­ родственные резервации на «новом» кладбище, хотя и не так часто, но все же уст­ раиваются, благодаря установке низких оград, столов и скамеек, а также маркиро­ ванию площади могильного участка строительным материалом (плитами, щебнем, цементом и т.д.). Длительное время резервации осуществлялись путем самозахва- та земли. В последние годы властями города была разрешена резервация земли по прижизненным договорам оказания ритуальных услуг. Родственное окружение усопшего способно выражать себя не только в устройстве семейно-родственных резерваций, но и в текстах надгробных надписей 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz