Фёдоров П.В. Кладбища как многозначный социокультурный феномен: общие подходы (на примере Кольского Севера) Некрополи Кольского Севера: изучение, сохранение, коммуникация. М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. - Мурманск, 2013, c.17-26.
хом умершего (возможностью его кремации, перезахоронения, укладыванием в гроб определенных вещей и т.д.). Символический характер кладбища позволяет ему вовлекаться и в форму симуляции. Существует традиция кенотафа (символического памятника) без захо ронения тела усопшего (в виду его отсутствия или погребения в другом месте). На городских кладбищах Мурманска есть примеры установки кенотафов погибшим участникам Великой Отечественной войны (памятник М. Бродеру на «новом» го родском кладбище), а также жертвам политических репрессий (памятник репрес сированным норвежцам2 на «новом» городском кладбище). По воспоминаниям мурманских старожилов, после окончания Великой Отечественной войны жите лями Мурманска практиковались заочные отпевания не вернувшихся с фронта родных: в этом случае на кладбище хоронился небольшой гробик, в который по мещался освященный песок. Приморское положение Кольского Севера неизбежно порождает проблему упокоения лиц, погибших в море. В 2002 г. в Мурманске был сооружен мемориальный маяк, в котором в специальных траурных книгах собра ны списки моряков, не вернувшихся на берег. Поскольку прах многих из них за брал океан, этот памятник, заменяя собой кладбище, служит символической мор ской усыпальницей Мурманска. Кладбище как семейно-родственная традиция Важную роль играет кладбище в семейно-родственной традиции. Почита ние могил старших родственников является современным воплощением извест ного с древнейших времен культа предков. Стремление похоронить родных лю дей рядом друг с другом порождает потребность резервации семейно родственных участков. Огороженный участок символизирует «продолжение» до ма. На это указывают встречающиеся на современных кладбищах навесные замки или защелки на калитке ограды, а также столы и скамейки внутри ограждения. «Старое» городское кладбище Мурманска, действовавшее в 1930-е - нача ле 70-х гг. - в период активного переезда в Мурманск семейно-родственных кол лективов из сельской местности, состоит из многочисленных семейно родственных участков, огороженных высокими оградами. В виду закрытия клад бища в 1971 г. заполнение этих участков так и не завершилось: на месте многих из них осталось незанятое пространство. «Новое» городское кладбище Мурманска, открытое в 1971 г., в меньшей степени отражает привязанность семейно родственным традициям, на что влияют измельчание семьи и индивидуализация духовной жизни. Высокие ограды здесь отсутствуют вовсе, что связано с введени ем запрета на огораживание из-за нехватки земельных площадей. Семейно родственные резервации на «новом» кладбище, хотя и не так часто, но все же уст раиваются, благодаря установке низких оград, столов и скамеек, а также маркиро ванию площади могильного участка строительным материалом (плитами, щебнем, цементом и т.д.). Длительное время резервации осуществлялись путем самозахва- та земли. В последние годы властями города была разрешена резервация земли по прижизненным договорам оказания ритуальных услуг. Родственное окружение усопшего способно выражать себя не только в устройстве семейно-родственных резерваций, но и в текстах надгробных надписей 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz