Фёдоров П.В. Мурманский плацдарм в Великой Отечественной войне: трудные вопросы и неоднозначные ответы.Наука и образование. 2005, № 6, c.64-66.
66 РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ классового противопоставления «капиталистических» и «социалистических» стран, в своем крайнем виде исключавшем возможность какого-либо позитивного взаимодействия между ними. Отказ от такого подхода произошел в 1960-е гг., под влиянием начавшихся «разрядок» во взаимоотношениях со странами Запада и, прежде всего, с США. Именно тогда Н.С. Хрущев выдвинул тезис о возможности мирного сосущество вания стран социализма и капитализма. Однако проти востояние между ними сохранялось, под воздействием чего военные поставки по ленд-лизу советская исто риография рассматривала как малозначащую помощь, никак не повлиявшую на исход войны. Смена внешнеполитических ориентиров в пост советской России позволила рассмотреть эту проблему более объективно. Архангельский историк М.Н. Суп рун, нисколько не умаляя вклада Советского Союза в разгром нацистской Германии, указывает на «значи мость ленд-лиза в победе». Он пишет: «Благодаря по мощи союзников, в СССР были освобождены для фронта миллионы граждан, почти полностью была обеспечена продовольствием и средствами связи армия, в два-три раза повысилась ее мобильность, в определен ной степени были восполнены потери боевой техники». М.Н. Супрун говорит о «крайне важной роли» северно го маршрута на первом этапе войны. В подтверждение он приводит следующие цифры: через Архангельск и Мурманск в страну до июля 1942 года было завезено 2314 танков, 1550 танкеток, 1903 самолета - «приблизи тельно столько, сколько находилось в составе всех со ветских фронтов на начало 1942 г.» [7, с. 119,350]. Признание союзнических поставок главной стратегической миссией Заполярья привело к появле нию в современной историографии подхода, согласно которому развитие Мурманского Севера рассматри вается в тесной связи с геополитикой. Особое значе ние «мурманского коридора» для России объясняется невозможностью осуществлять стратегические кон такты с союзниками через Балтийское и Черное моря, связанные с океаном лишь через узкие проливы, ко торые сравнительно легко блокировались противни ком. Архангельск также не мог полноценно заменить их, поскольку Белое море на полгода замерзало. Стратегическое значение незамерзающего Мурман ского порта впервые было оценено правительством в годы Первой мировой войны, когда была построена Мурманская железная дорога. Поскольку эта дорога фактически заменила России заблокированные про тивником средиземноморские проливы, союзники назвали ее «Вторыми Дарданеллами» [9]. 4. Почему советское командование приняло решение о проведении наступления на Мурмане осе нью 1944 года, несмотря на намерение Германии, согласно плану операции «Нордлихт», провести самостоятельное отступление в Заполярье? Не было ли это ошибкой И. В. Сталина, приведшей к дополнительным жертвам? Советское командование знало о готовящемся отступлении гитлеровцев на Севере. Однако не счи тало это причиной для отмены советского наступле ния в Заполярье. Напротив, после коренного пере лома в войне СССР добивался ликвидации гитле ризма как такового, что предусматривало уничто жение даже отступающего врага. Согласно этой стратегии, в 1944 году, были проведены десять стратегических операций («сталин ских ударов»), обеспечивших изгнание гитлеровских войск с территории СССР. В первой половине 1945 года гитлеризм был уничтожен и в странах Европы. Российское Заполярье и Северная Норвегия были освобождены в ходе последней, десятой опера ции компании 1944 года. Эта операция вошла в исто рию под названием Петсамо-Киркенесской. Она, хотя и выполняла локальную задачу по изгнанию гитле ровцев на Крайнем Севере, вместе с тем обеспечива ла достижение общей стратегической цели уничто жения гитлеризма. Поэтому советскому Северному флоту в Петсамо-Киркенесской операции была опре делена задача по срыву эвакуации войск противника через порты Варангер-фьорда и уничтожению всех его плавсредств «при... попытке уходить морем». Правда, согласно новейшим исследованиям архан гельского историка М.Н. Супруна, командующий Северным флотом адмирал А.Г. Головко все же до пустил отход значительной части гитлеровских войск с имуществом и продовольствием из Восточного Финмарка тем, что «основную ставку в боевых опе рациях... сделал на авиацию и торпедные катера, све дя до минимума применение крупных надводных и подводных сил». По мысли М.Н. Супруна, это была «упущенная возможность» Северного флота, причи ны которой до сих пор не выяснены. [8, с. 213-214] Но вместе с тем Петсамо-Киркенесская опе рация достигла поставленной политической цели: разгром гитлеровских войск в Заполярье «оконча тельно подорвал позиции вермахта в Скандинавии и в значительной мере ослабил оборону северных районов рейха» [3, с. 226], что в конечном итоге по могло разбить гитлеризм на территории Западной Европы в кампании 1945 года. ЛИТЕРАТУРА 1. Барышников Н.И. Проблема Петсамо в советско- финляндских отношениях(1939-1944 гг.)//Война в Аркти ке (1939-1945 гг.). Архангельск, 2001. 2. История второй мировой войны. - М, 1975.-Т.5. -С. 141. 3. Носков А.М. Скандинавский плацдарм во второй мировой войне. - М., 1977. 4. Румянцев Н.М. Разгром врага в Заполярье (1941-1944 гг.). - М., 1963. 5. Смирнов С.А. Мурманская область в годы Великой Отечест венной войны. - Мурманск, 1959. 6. Сталин И.В. О Великой Отечественной войне Советского Союза. - М., 1944. 7. Супрун М.Н. Ленд-лиз и северные конвои, 1941-1945 гг. - М., 1997. 8. Супрун М.Н. Операция «Вест»: Северный флот и его авиация в освобождении Заполярья в 1944 г. // Страх и ожи дания: Россия и Норвегия в XX веке. - Архангельск, 1997. 9. Федоров П.В. Вторые Дарданеллы: Кольский край в истории Российского государства. - Мурманск, 2003 . 10. Щербаков В.И. Заполярье - судьба моя. - Мурманск, 1994 .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz