Фёдоров П.В. Мурманская железная дорога как фактор стратегии: безопасность или угроза? Международные отношения на Севере Европы и Баренц-регион: история и историография. 2008, c.160-172.

П.В.Федоров Мурманская железная дорога как фактор стратегии: безопасность или угроза? «Вторые Дарданеллы» Идея строительства самой северной в мире железной дороги, из центра России к незамерзающему Баренцеву морю, стала оформляться под влиянием происходившей в 90-е годы XIX века в правительственных кругах России дискуссии по поводу того, где строить главную военно- морскую базу российского флота. Сторонники традиционного подхода предлагали побережье Балтийского моря, в Либаве. Однако министр финансов С.Ю. Витте критиковал не только дороговизну этого проекта, связанную с возведением молов и землечерпанием, устройством бассейнов и каналов в достаточном удалении от берега моря, строительством фортов и батарей для обороны порта как с суши, так и с моря, но и показывал его основное несовершенство - с точки зрения геостратегии.1 Он указывал, что Балтийское море соединено с океаном системой проливов. Таким же закрытым является Черное море. Все это, по мнению С.Ю. Витте, заметно ограничивает возможности российского флота, традиционно базирующегося только в этих морях. В пример он приводил ситуацию, сложившуюся в годы Крымской войны, когда и балтийский, и черноморский театры с блокадой проливов противником оказались парализованы. Поэтому в качестве альтернативы им С.Ю. Витте предлагал строить военно-морскую базу на Мурманском побережье, незамерзающем зимой, откуда корабли могут уходить в океан круглый год совершенно свободно, поскольку проливов здесь не существует. Условием для строительства на Мурмане военно-морской базы С.Ю. Витте считал прокладку сюда железнодорожного пути.2 Свое мнение С.Ю. Витге сложил в результате поездки на Мурман в 1894 году. Александр III, во многом разделявший эти идеи, скончался, так и не успев повлиять на ситуацию. Сменивший его на престоле Николай II фактически не поддержал сторонников ни балтийского проекта, ни мурманского. Он начинал развивать собственную, дальневосточную стратегию, для осуществления которой требовалось построить Транссибирский железнодорожный путь на Дальний Восток, превышавший длину предполагаемой Мурманской железной дороги в 7 раз. И хотя дорога к Тихому океану была построена, эту стратегию со временем постигла неудача: печальную точку в период русско-японской войны поставило Цусимское морское сражение. Позднее в своих 1Федоров П.В. «Северный проект»//Морской сборник. - 2006. - № 3. - С.47-52. 2Либава или Мурман? (Из архива графа С.Ю. Витге) // Прошлое и настоящее. Вып. I. - Л., 1924. - С.25-39. 160

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz