Фёдоров П.В. Мурманская железная дорога как фактор стратегии: безопасность или угроза? Международные отношения на Севере Европы и Баренц-регион: история и историография. 2008, c.160-172.

мемуарах С.Ю. Витте напишет: «...Если бы император Николай II издал... указ о том, что надобно устраивать наш морской базис на Мурмане... тогда, вероятно, мы не искали бы выхода в открытое море на Дальнем Востоке, не было бы этого злополучного шага - захвата Порт-Артура и затем, так как мы все спускались вниз, шли со ступеньки на ступеньку, не дошли бы мы и до Цусимы».3 Еще в 1902 году Николай II продекларировал идею о том, что хотел бы «завершить великий путь России от океана к океану - от Владивостока и Порт-Артура до Архангельска и Мурмана»,4 однако разные обстоятельства отодвигали проект строительства Мурманской дороги. Ситуацию изменила Первая мировая война, когда Россия осталась без надежной связи с внешним миром. Балтийское море заблокировали немцы, Черное море - турки. По западной границе империи протянулся сухопутный фронт. Это поставило под угрозу ресурсные контакты России с союзниками по Антанте. Между тем потребность российской армии в вооружении и боеприпасах все возрастала. В России начал складываться топливный голод. Союзнические поставки казались светом в конце тоннеля. Но как завозить грузы? Из оставшихся у России транспортных коридоров действовали только дальневосточный и архангельский. Очевидно, что Владивостокский порт не мог спасти положение, поскольку находился слишком далеко от театра военных действий. Архангельск принимал пароходы только пять месяцев в году (с мая до октября), когда северодвинский рейд и Белое море были свободны ото льдов. К тому же узкоколейная Архангельско-Вологодская железная дорога нуждалась в реконструкции - перестройке на широкую колею. 29 ноября 1914 года министр путей сообщения С.В. Рухлов официально заявил, что «одного архангельского пути будет недостаточно для успешного выполнения огромной работы по внешнему вывозу...».3 Военные грузы в Россию можно было завозить и через систему железных дорог Швеции и Финляндии, но их пропускная способность также была невелика. В этих условиях взоры правительства устремились к незамерзающим бухтам Мурманского побережья. 1 января 1915 года под давлением сложившихся обстоятельств Николай II принимает решение о постройке железной дороги от Петрозаводска до одной из бухт на юго-западном побережье Белого моря. Вскоре последовало высочайшее повеление о продлении рельсового пути до Баренцева моря. 3Витте С.Ю. Воспоминания. В 3 т. - М., 1960. - Т.2. - С.12. 4Ушаков И.Ф. Избранные произведения. В 3-х т.- Мурманск, 1997. - Т.1. - С.393. 5Российский государственный исторический архив (РГИА). - Ф. 274. - Оп.2. - Д.1008. - Л.1. 161

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz