Фёдоров П.В. Хрестоматия по устной истории Кольского Севера. Мурманск, 2012.

1. ПРЕДАНИЯ ОБ ОСНОВАНИИ ПОСЕЛЕНИЙ Предания об основании поселений являются формой обыденного осмысления локальной истории. На эти представления могли влиять на­ родные толкования топонима поселения (как в случае с Кандалакшей), а также уникальное понимание местного исторического процесса. Тексты преданий сильно расходятся с документальными свидетельствами по по­ воду исторического возраста поселений, а также причин их возникнове­ ния, и иллюстрируют самобытную мемориальную культуру местных жите­ лей. № 1. Предание об основании Колы, рассказанное жителем Колы Г.Р. Миккуевым (запись А.П. Попова1) 19382 Первым поселением Колы были лопари. Но когда приехали карелы, то вытеснили лопарей. Русские стали селиться со времен Гришки Отрепье­ ва. В «смутное время» население бежало от воинской повинности, и неко­ торые заходили в Колу. Кола существует лет 800. Сюда многие ссылали ссыльных. Мурманской областной краеведческий музей. НВ 5187/1-15. Л. 5Зоб. № 2. Предание об основании Кандалакши (запись А.А. Минкина) [1976] Петр I ссылал на Мурман пленных пугачевцев3. Гнали их по этапу закованными в кандалы. И вот, когда каторжников приводили на место, где стоит теперь Кандалакша, объявляли привал и снимали кандалы: отсю­ да и без кандалов не убежишь! Кандальники облегченно вздыхали: «Кандалам, ша!» Позднее тут многие осели и образовали селение, называться которое стало Кандалакша. Минкин А.А. Топонимы Мурмана. - Мурманск, 1976. С. 34-35. 1Указывается кем была проведена запись и/или публикация устного текста. 2 Указывается год, когда устный текст был записан или опубликован. Год публикации устного текста заключается в квадратные скобки. Участники Пугачевского восстания, или пугачевцы, были сосланы в Колу при Екате­ рине II. Примеч. составителя. 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz