Фёдоров П.В. Хрестоматия по устной истории Кольского Севера. Мурманск, 2012.

Раздел 1. УСТНАЯ ИСТОРИЯ И ФОЛЬКЛОР: ПРЕДАНИЯ О КОЛЬСКОМ СЕВЕРЕ Термином «устная история», как правило, обозначается пласт исто­ рической памяти самый насыщенный, но сравнительно неглубокий, отра­ жаемый современниками или очевидцами событий. Правда, на практике, помимо сообщений о фактах своей жизни, информантами могут озвучи­ ваться и рассказы о событиях, произошедших задолго до их рождения, пе­ редающихся из поколения в поколение, или предания. Хотя их изучением занимается в первую очередь фольклористика, и для устной истории они представляют большой интерес. Почему из огромного моря информации лишь крупицы задержива­ ются в человеческой памяти на столетия, переходя из уст в уста в форме преданий? В основе любого предания лежит вполне конкретный сюжет, представляющий собой форму осмысления исторической реальности. Уст­ ный рассказ о достоверном событии, со временем помещаясь в художест­ венную оболочку, становится преданием. В центре сюжета нередко лежит яркое, судьбоносное событие, переживание которого априорно предпола­ гает «ответ» на те ценностно-мировоззренческие «вызовы», которые чер­ пались из реальной жизни. Смысловое пространство предания, впрочем, довольно сильно зави­ сит и от специфики жанра, поскольку важнейшим мерилом народного тек­ ста становилась его простота, понятность, наглядность. Отсюда, предание может обрастать недостоверными фактами, легендой. В нем нередко от­ сутствуют реальные имена исторических персонажей и другие столь необ­ ходимые историку подробности. Предание всегда безлично, а потому ко­ нечно как текст. Вместе с тем благодаря использованию специальных интерпретаци­ онных ключей рациональные зерна «устной истории» могут быть извлече­ ны из литературной «почвы» предания. Сбор исторических преданий о Кольском Севере начался еще в XIX веке и поначалу проводился эпизодически: писателями-путешествен- никами С.В. Максимовым и В.И. Немировичем-Данченко, священником К.П. Щеколдиным, этнографами Н.Н. и В.Н. Харузиными и др. Только в советское время этой деятельностью стали систематически заниматься профессиональные собиратели фольклора Д.М. Балашов, И.С. Меркурьев, Е.Я. Пация и др. 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz