Фёдоров, П. В. Кольский некрополь: опыт исторической реконструкции (XIX-начало XX века) / П. В. Фёдоров. – Мурманск : МГПИ, 2001. – 77 с. : ил.

т а ющ е й ф о р м о й я в л я л а с ь н а з е м н а я п л и т а , то в д а л ь н е й ш е м се з а м е н я е т в е р т и к а л ь н а я ст е л а . Нес н а з е м н ы е п л и ты им еют вид т р а н е ц п и и н а п о м и н а ю т том с а м ы м к р ыш к у г ро ба . Т а к а р х и т е к т у р н о в ы р а ж а л а с ь мы с л ь о п р е д с т о ящ е м С т р а ш н о м Суд е, в д е н ь к о т о р о г о г робы д о л ж н ы о т к р ы т ь с я , а у с о пш и е — в о с к р е с н у т ь . Н а з е м н ы е п л и ­ ты в н ешн е все о д н о о б р а з н ы , р а з л и ч а я с ь т о л ь к о г р а ф и ч е с к и м и и з о б р а ж е н и я м и . К п о с л е д н им о т н о с я т с я ри су н к и и б у к вы . Г р а ф и ч е с к и е и з о ­ б р а ж е н и я в ы б и в а л и с ь на п о в е р х н о с т и к а м н я о с т р ым п р е д м е ­ том. О б я з а т е л ь н ы м а т р и б у т о м х у д о ж е с т в е н н о г о о ф о р м л е н и я н а з е м н ы х п л и т я в л я е т с я х р и с т и а н с к и й кр ест, к о т о р ый « к а к о р у д и е с п а с е н и я м и р а Ии с у с о м Х р и с т о м бы л п р е д м е т о м в е ­ л и ч а йш е г о ч е с т в о в а н и я у х р и с т и а н с с а м о г о н а ч а л а церкви».*1 О д н а к о п ос л е р е ф о р м ы Н и к о н а о с о б о е з н а ч е н и е п р и о б р е л в оп ро с о ф о р м е к р е с т а , в н е к о т о р о й ст е п е н и с о д е й с т в о в а вш и й ц е р к о в н о м у р а с к о л у . О ф и ц и а л ь н а я п р а в о с л а в н а я ц е р к о в ь д о п у с к а л а о д н а к о в о и в о с ь м и к о н е ч н ую , и ш е с т и к о н е ч н ую , и ч е т ы р е х к о н е ч н ую 37 ф о р мы . С т а р о о б р я д ц ы ж е , к о т о р ы х о с о ­ бен но мно го бы л о на Р у с с к о м С е в е р е , п р и з н а в а л и т о л ь к о в о с ь ­ м и к о н е ч н ую ф о р м у 1*8 (с д в у м я п а р а л л е л ь н ы м и п е р е к л а д и н а м и н о д н о й с к ош е н н о й ) . М о ж н о п р е д п о л о ж и т ь , что с т а р о о б р я д ­ че с к о е в л и я н и е в п л о т ь до н а ч а л а XX в е к а н а х о д и л о о т р а ж е ­ ние и в К о л ь с к о м н е к р о п о л е : на ше с т и н а з е м н ы х п л и т а х (из в о с ьми ) и з о б р а ж е н в о с ь м и к о н е ч ны й к р е с т . 39 Н а о с т а вш и х с я д в у х п л и т а х , о т н о с я щ и х с я к п о с л е д н им г о д а м XIX с т о л е т и я (М. Ж е р е б ц о в а и М. Х и п а г и н а ) , — ш е с т и к о н е ч ны й к р е с т ( о д ­ на п е р п е н д и к у л я р н а я п е р е к л а д и н а и о д н а с к о ш е н н а я ) . 36 Вареов Н. П. Крест Иисуса Хрііста и его изображения /7 Наука бизнес на ЛѴ рмамс. — 1В97. — ЛЬ 2 — С. 6 !—65. ;7 Четырехконечная форма креста (с одной перпендикулярной перекла­ диной) распространена у западных христиан (католиков, лютеран и т. д.). і) Коле такпіі кресг встречается па двух надгробиях — норвежских коло­ нистов Шершетов лютеранского вероисповедания. 38Варсов II. П. Указ. соч. :9 К. С ілопнов, хотя и утверждал, что «в целой Коле пет ни одного раскол:-ника», в то же время признавал, что коляне «имеют привязанность к иконам стар::нпэго письма, и все без исключения знаменуются двухнерст- ітым крестом, почитая его истинным». (Со.ювиоп К. Кола Архангельские губернские ведомости. — 1861. — № 32 — С. 263). Но и этих нризнакоз достаточно, чтобы увидеть старообрядческое влияние. Впрочем, последнее было скорее поверхностным: па плите В. Лоушкпна (1857 г . ) рядом с восьмиконечным крестом ;,начнтся «Иисус» вместо старообрядческого «Псѵс». 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz