Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.

Мурманское кино (Продолжение. Начало в № 146-150, 237, 238) 8 . КИНОТЕАТРЫ - ОТ САРАЯ К ДВОРЦАМ Каждый устоявшийся, признанный вид искусства имеет специальные, со­ ответствующим образом под него при­ способленные помещения. Литература - библиотеки, живопись - галереи, му­ зыка - филармонии и концертные залы. Есть такие и у кино. Но появились они, в том числе и у нас, на Мурмане, не сразу. Первые коротенькие фильмы «Политый поливальщик», «Купание в море», «Прибытие поезда» были по­ казаны братьями Огюстом и Луи Лю­ мьер 28 декабря 1895 года в Париже, в «Гран-кафе» на бульваре Капуцинов. Первые киносеансы, состоявшиеся на Кольском полуострове в 1912 году, проходили в народных домах попечи­ тельства о народной трезвости и на лесопильных заводах. Для демонстра­ ции использовались аппараты «Кок» фирмы братьев Пате. Громоздкие и тяжелые, они казались тогда чудом техники, открывающим окно в неиз­ вестный волшебный мир. Рекламный проспект той поры сообщал: «Кок» - безопасен в пожарном отношении... Сам вырабатывает свет... Не требу­ ет специальной установки... Весьма прост и прочен в своей конструкции... Портативен - весит около 30 фунтов... Нужен школам и земствам как учебное и научное пособие... Обществам трез­ вости, войскам и тюрьмам необходим для целей воспитательных... Выгодное приобретение для разъездов и сеан­ сов. Большой выбор лент». В 1916 году в новооснованном Мур­ манске преуспевающий купец Петр Скрябин построил бревенчатое здание, где и стал крутить фильмы. В описании председателя Центромура Валериана Бжезинского выглядело оно так: «Этот нашумевший в свое время дом Скря­ бина представлял из себя большой деревянный полуутепленный, вернее уплотненный от проникновения снега и дождя, сарай. Высота его превышала обычные мурманские бараки. Скрябин был предприимчив и оборудовал свой дом в качестве кинотеатра, в котором на деревянных скамьях уплотненно размещалось человек триста посети­ телей, а иногда и больше». Таков был первый мурманский кинематограф: не лучшим образом оснащенный, с «убийственной», по отзывам совре­ менников, акустикой, он притягивал людей лишь одним - там показывали кино. Впрочем, Скрябин не был моно­ полистом. В газете «Мурманский вес­ тник» тех лет регулярно появлялись объявления наподобие: «Продается ручной кинематографический аппарат системы «Кок» с 6-ю лентами и экра­ ном в полной исправности» или «Же­ лаю купить киноаппарат, новый или подержанный». В феврале 1920-го в Мурманске произошел антибелогвардейский пе­ реворот. Скрябин, как один из актив­ ных сторонников прежней власти, был схвачен и казнен, а его кинематограф закрыт. Началась эпоха, когда кино на Кольском полуострове мыкалось, не имея собственного, только ему отдан­ ного угла. Фильмы показывали в клу­ бах им. Володарского, водников, Мес- трана, ОГПУ, в школах и даже в старом дощатом пожарном депо. «Было хо­ лодно, как на улице, - вспоминал эти «пожарные» сеансы гидробиолог Все­ волод Васнецов, - ветер свистел в ще­ лях, снежная пыль сверкала в луче ки ­ нопроектора. В поход на кинокартину снаряжались, будто на полюс: надева­ ли полушубки, тулупы, валенки, свите­ ра - все, что было теплого из одежды, и сидели в «зале», опустив уши мехо­ вых шапок. И все же... так промерза­ ли, что, выскочив из сарая, отправля­ лись домой бегом, чтобы согреться». Иногда, примерно раз в три месяца, в Мурманск прибывал специальный по- езд-синематограф для обслуживания рабочих-железнодорожников. Но и тут условия оставляли желать лучшего. Доктор исторических наук, известный кольский краевед Алексей Алексее­ вич Киселев в статье «Как начиналось кино», опубликованной 14 апреля 1982 года в «Полярной правде», приводит высказывание одного из ответствен­ ных работников Народного комисса­ риата путей сообщения, по мнению которого этот передвижной киноклуб вызывал «только раздражение посе­ щающих, так как показывалась снова та же совершенно испорченная филь­ ма, как жаловались рабочие, «рваная Америка». О необходимости строительства в Мурманске своего кинотеатра задумы­ вались еще в двадцатых. В частности, на VII губернской партконференции осенью 1925 года обсуждался вопрос о том, чтобы построить в городе «скром­ ный, но уютный кинематограф». Но ско­ ро, как известно, только сказка сказы­ вается. И первый специализированный кинотеатр для демонстрации звуковых фильмов появился в нашем крае уже в следующем десятилетии и отнюдь не в окружном центре. Его торжественно открыли 7 ноября 1932 года в Хиби- ногорске. Назывался он «Большевик» и был одним из крупнейших в стране - вмещал до 1200 зрителей. Мурманск же ограничился сдачей в тот же день, к 15-й годовщине Октября, в эксплуа­ тацию первой очереди Дома культуры имени Кирова с отдельным кинозалом. И все же ровно через год кинотеатр в Мурманске появился. Возвели его согласно проекту застройки города в новом районе южнее Варничного ру­ чья. Назвали «Северное сияние». Это было оригинальное большое деревян­ ное здание, выполненное в стиле конс­ труктивизма. Крылья его возвышались над центром, имевшим большие окна. Внутри находились вместительный зри­ тельный зал на 800 мест и фойе. Отоп­ ление поначалу было печным, но уже в наказах городскому совету в 1936 году отмечено: «Установить в кинотеатре «Северное сияние» паровое отопле­ ние». О качестве строительства можно судить по описанию, сделанному всего пять лет спустя после ввода киноте­ атра в строй. «Длинное приплюснутое здание барачного типа, - сообщала 24 апреля 1938 года корреспондент «Полярки» И. Розанова в статье «О кинотеатре «Северное сияние», - ис­ тлевшая крыша, зияющие трещины на стенах, смытая дождями, обваливша­ яся штукатурка... Зал - вдоль грязных стен протянуты трубы, низкие стенные панели похожи на банные кабинки, на полу обширные лужи». Подобной кри­ тики на страницах газеты тех лет было немало. Как, впрочем, и доказательств тому, что «Северное сияние», несмот­ ря ни на что, оставалось любимейшим местом отдыха мурманчан. Война оставила руины не только от областного центра в целом, но и кон­ кретно от единственного на весь го­ род кинотеатра. В страшные дни июня 1942 года, во время ожесточенных бомбежек «Северное сияние» сгоре­ ло. Из строя вышли все стационарные кинозалы города. Для демонстрации кинолент приспособили уцелевший от огня спортзал ДК имени Кирова. По­ казывали кино и в спортзале школы № 10 - нынешней второй гимназии. Ра­ ботали кинопроекторы в госпиталях и бомбоубежищах. Крутили фильмы и на фронте - иногда в землянках, но чаще всего экран просто натягивался между двумя деревьями. Еще до войны, в 1939-м, в Мурман­ ске начали сооружать второй киноте­ атр - на пересечении Ленинградской и Профсоюзной улиц. Потом стало не до строительства, но после побе­ ды к стройке решили вернуться. Воз- ______ Кинотеатр «Северное сияние». вели два зала по 405 мест каждый, в просторном и светлом помещении аппаратной установили аппаратуру - теперь уже отечественную. 7 ноября 1948 года кинотеатр «Родина» открыл свои двери. Первые зрители увидели фильм «Поколение победителей». «Ро­ дина» недолго оставалась единствен­ ной на весь город. В 1956-м в Росте вошел в строй кинотеатр «Аврора», а двумя годами позже на месте сгорев­ шего «Северного сияния» построили новый кинотеатр со старым названи­ ем. К началу шестидесятых Мурманс­ кая область была признана областью сплошной кинофикации. Не осталось на Кольской земле ни одного населен­ ного пункта без кинотеатра или хотя бы киноустановки. Кинотеатры «Друж­ ба» в Никеле, «Юность» в Заполярном, «Восход» в Полярных Зорях, «Юность» в Ковдоре, «Нива» в Кандалакше и многие другие десятилетиями знако­ мили людей с лучшими фильмами оте­ чественного и зарубежного кинопрока­ та, дарили людям радость и хорошее настроение. Что касается Мурманска, четвертый вацкие кинопроекторы. В кинотеатрах «Север» (Полярный), «Аврора» (Мур­ манск), «40 лет Октября» (Мончегорск) проекционная аппаратура переведена на новые источники света - ксеноно- вые лампы. На киноустановках при­ городной зоны и в селах заменено 45 комплектов устаревшей аппаратуры новыми узкопленочными аппаратами «Украина». Сегодня и эта техника ка­ жется нам устаревшей, но тогда она была почти на грани фантастики, осо­ бенно в сравнении с древними агрега­ тами фирмы братьев Пате. Проектирование очередного мурман­ ского восьмисотместного кинотеатра, который уместнее, наверно, назвать кинодворцом, настолько внушитель­ но, богато был он оформлен, началось еще в 60-е годы, а ввели его в строй в 1973-м. «Дворец» получил при рожде­ нии имя города и стал со временем его главным киноцентром. Помню, как в конце восьмидесятых «Мурманск» по­ ражал северных зрителей южной эк­ зотикой: тропическими растениями и щебечущими на разные лады птицами в живом уголке, от которого было не оторвать зимой не только детей, но и взрослых, скучавших по солнцу и лету. Последним кинотеатром, появившимся в заполярной столице, стала «Атланти­ ка», построенная по индивидуальному проекту возле Первомайского рынка и сданная в эксплуатацию досрочно в 1985 году. Теперь, когда я думаю о мурманских кинотеатрах, вспоминаются не столько здания, сколько фильмы, которые там смотрел. И все видится в радужном, романтическом свете. Хотя документы свидетельствуют о том, что и разного рода неурядиц тоже хватало, а порой и страсти кипели нешуточные. Вот до­ кладная записка в обком КПСС, сооб­ щающая о том, что 27 мая 1971 года во время вечернего сеанса в «Родине» возник пожар. Обгорели двери запас­ ного выхода и стены лестничной клет­ ки у розового зала. Зрителей, около четырехсот человек, пришлось срочно эвакуировать. Прибывшими по вызову пожарными пламя было потушено. Через 10 лет, 14 августа 1981 года, Кинотеатр «Родина» по счету кинотеатр «Мир» появил­ ся на севере города, в той его части, что именовалась прежде поселком Бредова. Начальник областного уп­ равления кинофикации Н. Вакорин в самом начале 1965 года - сразу после новогодних праздников писал в Госу­ дарственный комитет по кинематогра­ фии, что «завершается строительство кинотеатра на 500 мест в Мурманске. Все общестроительные работы по этому объекту закончены. Полностью смонтирована вся киноаппаратура. В настоящее время производится чисто­ вая покраска помещений. Кинотеатр должен войти в эксплуатацию 29 ян­ варя 1965 года - точно по плану». Од­ нако далеко не все и не всегда было так гладко. Тот же Вакорин спустя всего три года сообщал о следующем кинотеатре - «Утесе»; сооружавшемся в районе Больничного городка: «Сор­ вано по вине строительного треста «Мурманскжилстрой» строительство кинотеатра в г. Мурманске. Киноте­ атр должен войти в эксплуатацию с 1 января 1968 года. Ему установлен... государственный план в сумме 80 ты­ сяч рублей. Кинотеатр будет сдан... не раньше 1 июля 1968 года». «Утесу», вмещавшему 400 зрителей, вообще не везло. Изначально решением испол­ кома горсовета ему присвоили имя «Звезда рыбака». Эти слова, изготов­ ленные из букв с газовой подсветкой, планировалось разместить на фасаде здания. Но управление кинофикации, посчитав, что «название из двух слов будет выглядеть на фасаде мелко, невыразительно, содержание его в га­ зосветном варианте будет обходиться очень дорого», настоятельно рекомен­ довало кинотеатр переименовать. В итоге «Звезда рыбака» из 12 букв ста­ ла «Утесом» из четырех. Помимо роста количественного шел и качественный. Новые кинотеатры строились широкоформатными и ос­ нащались современной техникой, ста­ рые - переоборудовались. Вот фраг­ мент одного из отчетов конца 60-х: «В кинотеатре «Большевик» (Кировск) установлены в прошлом году новые кинопроекторы. В кинотеатре «Роди­ на» в обоих залах установлена новая звуковоспроизводящая аппаратура. В зеленом зале кинотеатра «Северное сияние» установлены новые чехосло- ______ Кинотеатр «Мурманск». ] из-за аварийного состояния пришлось закрыть «Северное сияние». «Внут­ ренние инженерные сети пришли в не­ годность, во многих местах протекает кровля, с потолков и стен отвалива­ ется штукатурка, - информировал об­ лисполком начальник управления ки ­ нофикации Л. Н. Руселло.- Строители к ремонту в 1980 году не приступили, несмотря на наши обращения за помо­ щью в Мурманский горисполком, отде­ лы и управления облисполкома,облас­ тной комитет народного контроля... Со дня закрытия кинотеатра валовый сбор сократился на 60 тыс. рублей, ухудшилось кинообслуживание насе­ ления города. Работники кинотеатра (в основном женщины), потерявшие 50 процентов постоянного заработка, вы­ ражают недовольство и обращаются с жалобами в партийные органы». В кон­ це концов, здание все-таки отремонти­ ровали. Еще почти десятилетие спустя, ког­ да кризисные тенденции в стране на­ растали, а криминогенная обстановка в области значительно ухудшилась, в кабинет директора «Родины» проник­ ли воры. Это произошло 18 октября 1990 года. Из сейфа украли находив­ шиеся там деньги, около 4 тысяч руб­ лей - сумма по тем временам немалень­ кая. Нашли злоумышленников или нет - неизвестно, очень скоро начавшаяся круговерть всеобщего распада отодви­ нула случившееся на второй план. Еще бы:развалилась страна,залихорадило экономику, а вместе с ней - систему проката и кинообслуживания населе­ ния. Кончилось это тем, что одни кино­ театры, к примеру «Утес», были закры­ ты, другие перепрофилированы, как «Мир», ставший рынком, или «Север­ ное сияние», отданное Федеральному казначейству. В прежнем, «киношном», качестве сохранились немногие... Сейчас киножизнь в регионе вроде бы потихоньку идет на лад. В област­ ном центре действует кинопредпри­ ятие «Мурманск», включающее в себя кинотеатры «Мурманск», «Родина», «Атлантика», «Аврора». И то, что сов­ сем недавно казалось остатками бы­ лого величия, выглядит ныне началом нового подъема. Во всяком случае - очень хочется в это верить. (Продолжение следует.) Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области Внимание, мотор!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz