Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.

Внимание, мотор! Мурманское кино (Продолжение. Начало в № 146-150, 237, 238, 241.) 9. ХИБИНФИЛЬМ Если такой студии и не существо­ вало в действительности - ее стоило бы организовать. Уникальный гор­ ный массив на протяжении многих лет служил не только богатейшей кладовой «камня плодородия» - апа­ тита, но и местом паломничества кинематографистов. Счет снимав­ шимся там картинам шел на десятки. Показательно, что в первом сборни­ ке статей, публикаций, изобрази­ тельных материалов «Мосфильма», увидевшем свет в 1959 году, на карте экспедиций этой ведущей советской студии в Мурманской области обоз­ начен только один город - Кировск. Хотя к тому времени и Мурманск, и Полярный, и другие населенные пункты Кольского полуострова тоже использовались для работы над художественными фильмами. Но конкурировать с горнопромышлен­ ной столицей Хибин они не могли. В основном неповторимая «натура» главного «киноцентра» нашего края служила для передачи сюжетов сто­ ронних, с ним никак не связанных. Но постепенно появились и ленты, местом действия которых стал сам этот северный, заполярный город. О некоторых таких картинах мы и вспомним. В начале июня 1971 года у обочи­ ны черной, уже оттаявшей дороги на плато Расвумчорр разместились, прижавшись друг к другу, несколько зеленых вагончиков и полдюжины машин с эмблемой «Мосфильма». Чуть поодаль, на горном склоне была оборудована съемочная площадка. - Приготовились! - режиссер под­ нял руку. - «Репортер!» Мотор! Помреж щелкнул «хлопушкой»: - Двести восемьдесят два дубль два! Оператор застыл у стрекочущей камеры. В кадре двое - он и она. Осторожно перебирая конец шарфа миловидной девушки, парень чуть смущенно спрашивал: - Ты будешь дома сегодня вече­ ром? - Еще столько вечеров впереди, - эхом летел ответ. Разговор продолжался - на холод­ ном ветру, дующем с заснеженных горных вершин, перед двумя рыча­ щими бульдозерами, создающими фон, на глазах двух десятков людей, участвовавших в съемке или просто наблюдавших за ней. Так шла работа над лентой под черновым названием «Простофиля». - Это будет фильм о нашем совре­ меннике, - пояснял корреспонденту «Полярки» постановщик картины Анатолий Чемодуров. - Экскаватор­ щик Пашка Снегирев выделяется ре» - Эраст Гарин, Жанна Прохорен­ ко, Инна Гулая, исполнитель главной роли Борис Токарев. - Впервые играю сегодняшнего парня - рассказывал Токарев, тогда еще молодой актер, приобретший широкую популярность несколько лет спустя после фильмов «Горячии СНег», «Два капитана», «А зори здесь тихие». - Оказалось, что это гораздо труднее, чем сниматься в ролях лей­ тенантов или рядовых военной поры. Тех ребят, жизнелюбивых и храбрых, мы видим сквозь призму прошедших лет. Стерлись случайные черты, ос­ талось главное, и они представля­ ются нам в несколько обобщенном виде. А играя Пашку, я думаю о том, что в зрительном зале будут сидеть такие, ка к он, ка к его товарищи. Они тотчас почувствуют даже самую ма­ лую фальшивинку. Пашка должен быть достоверен и правдив в каж ­ дом поступке, каждом жесте, каж ­ дой интонации. На экраны фильм вышел в конце следующего, 1972 года и уже под другим названием - «Если ты муж­ чина». Жители Кировска и Апатитов узнавали на экранах себя, своих дру­ зей и знакомых. Во время съемок на несколько дней стали актерами во­ дители автотранспортной конторы треста «Апатитстрой» Михаил Ан- дрюшко, Иван Петрощук, Юрий Ла- пицкий, Николай Григорьев, Михаил Гомон, Иван Процюк. Роли их были привычными: водить автомашины со строительными материалами. При­ няли участие в создании картины и рабочие строительного управления нулевых работ треста «Севэкскава- ция». Некоторые кадры снимали на руднике «Центральный», в Киров­ ском горном техникуме. Однако го­ род в картине, хотя и был явно узна­ ваем, все-таки прямо не назывался. Зато снимавшийся через несколько лет фильм «Лавина» был посвящен Кировску целиком и полностью, от начала до конца. Его литературной первоосновой послужила докумен­ тальная повесть ленинградского пи­ сателя Юрия Помпеева «Хибинская Спарта», переработанная для кино сценаристом Борисом Вахтиным. Фабула картины проста: на строи­ тельство Хибиногорска приезжает семья молодого рабочего Александ­ ра Вышеславцева - он сам и его жена Ольга. Вышеславцев по профессии взрывник - специалист своего дела. Однако волей случая его направля­ ют в противолавинную службу. Он должен возглавить ее, устранить опасность для людей, работающих на горных склонах. Во время схода одной из лавин Вышеславцев гибнет, но Ольга, преодолевая боль утраты, продолжает дело мужа. - Финал фильма, - рассказывал корреспонденту «Полярки» режис­ сер «Ленфильма» В. Морозов, ста- среди окружающих необычной ду­ шевной чуткостью, глубоким внут­ ренним благородством, добротой. Не то чтобы эти черты были несвойс­ твенны его товарищам, но вот имен­ но такие открытость, обнаженность человеческой души редко встреча­ ются в суровых буднях стройки, сре­ ди сильных, но грубоватых рабочих парней. И кое-кто называет Пашку простофилей за то. что он поступа­ ет вопреки житейскому здравому смыслу. В самом деле: молодой па­ рень хочет жениться на женщине, у которой есть сын. А когда она, Маша, тоже экскаваторщица, гибнет при не­ удачном взрыве. Пашка усыновляет мальчика. Кое-то удивлен: «Вот чу­ дак, зачем?» А для Пашки этот по­ ступок естествен: он считает себя ответственным за дальнейшую судь­ бу мальчишки, который для него до­ рог так же, как и Маша. Большая «киносемья» трудилась слаженно. Причем не только актеры, но и гримеры, костюмеры, декорато­ ры. Для мастера по костюмам Марии Ефимовой это была двадцать чет­ вертая картина. И вроде бы задача ее оказалась на сей раз несложной - современность, стройка, герои хо­ дят в сапогах и спецовках, но и тут пришлось немало подумать. Кое-кто из артистов, к примеру, поменялся одеждой с участвовавшими в съем­ ках настоящими шоферами и экска­ ваторщиками: слишком уж ненату­ рально - чистенькими, «с иголочки» - выглядели поначалу киношные наряды. Правды образа стремились добиться и те, кто работал «в кад­ Кадр из фильма «Если ты мужчина». вивший картину совместно с Н. Ко­ шелевым, - мы видим таким: на голой земле появляется творение рук че­ ловеческих - фабрика. И важно по­ казать ее так, чтобы сама сцена вы­ лилась в праздник всех строителей. Праздник людей, делающих одно общее дело. Интересно, что изучавший лавины Вышеславцев обратился за помощью к лопарям, которые поведали ему легенду о сейде. «Великий горный дух, ростом с десять старых сосен, сейд зимой спит - силы копит. Когда просыпается - охотится со своими собаками на большого оленя с чер­ ной головой и золотыми рогами. Охо­ та эта продолжается со дня сотво­ рения мира. Собаки сейда - белые, лохматые, бегущие быстрее оленя, и есть лавины». Съемки начались весной 1975 года. У озера Малый Вудъявр воссоз­ дали палаточный городок, первые щитовые и рубленые дома, управ­ ление комбината «Апатит». Роли Александра и Ольги Вышеславцевых исполнили молодые артисты Юрий Демич и Наталья Сайко. В массовых сценах, повествовавших о работе в карьерах, митингах, прибытии новых партий поселенцев, спасении попав­ ших в лавину, были задействованы тысячи кировчан. Показали на эк­ ране и просторы ловозерских тундр с многотысячными стадами оленей, сопроводив эти кадры саамской пес­ ней в исполнении Павлы Ивановны Коньковой, и лопарскую деревню 30-х годов. В эпизодах снялись ста­ рожилы Ловозерского края Петр Павлович Юрьев, Иван Александ­ рович Яковлев, Дмитрий Гаврилович Рочев, местные ребятишки Лариса и Лена Юрьевы, Вова и Зоя Галкины, Лида Канева, Люба Конькова и мно­ гие другие. Роль саама-проводника сыграл мастер производственного обучения по подготовке оленеводов- механизаторов ловозерского про­ фессионально-технического учили­ ща № 21 Павел Юрьев. - Я по приглашению киностудии «Ленфильм» побывал в Ленинграде, - вспоминал он. - В это время как раз проводились озвучивание и монтаж картины. Я перевел с саамского язы­ ка народные легенды и песни, по­ священные жизни народов Севера, лавинам. Кроме того, режиссерам- постановщикам необходима была наша консультация по вопросам быта и обычаев северных народностей. В феврале 1976 года группа лен- фильмовцев представила ленту на суд зрителей в Кировске, Апатитах и Ловозере. Встретили «Лавину» довольно сдержанно, отметив поми­ мо общих похвал, что ее художест­ венная ткань «строится на базе не столько режиссерской индивидуаль­ ности и неповторимости авторского почерка, сколько на уже знакомых по другим фильмам поэтических ме­ тафорах». С другой стороны, критики в один голос отмечали, что Кировск стал одним из главных персонажей картины. «Кировск с высоты пти­ чьего полета, - писал на страницах газеты «Комсомолец Заполярья» ее корреспондент Н. Сотников, - каме­ ра летит над городом, разворачивая перед нами его неожиданную красо­ ту. А между этими кадрами - палатки, снег, бараки, щитовые домики - то, с чего начинался город.Зритель не мо­ жет не чувствовать сопоставимости прошлого и настоящего, хотя и не­ сколько плакатной, но не банальной, не навязчивой, а потому, быть может, наиболее запоминающейся». Еще несколько лет спустя в Хиби­ нах по мотивам дилогии Александра Чаковского «Год жизни» и «Доро­ ги, которые мы выбираем» снимали фильм «Линия жизни». Его действие происходит в заполярном городе Тундрогорске, под которым угадыва­ ется Кировск. С двух сторон в горе прорубают туннель, необходимый для дальнейшего развития комбина­ та. Все хотят построить его скорее, но стремятся к цели по-разному. Два участка, два начальника, два мировоззрения. Безудержная тяга к карьере одного, честность и совест­ ливость другого. По ходу действия картины людей испытывают на про­ чность твердая порода, снежная ла­ вина, обвал в туннеле, трудная лю­ бовь. В общем, характерная для того времени типично производственная лента. Работа шла осенью 1980 года. При­ рода и погода благоприятствовали кинематографистам. - Я снимал фильмы и в Сибири, и на Саянах, но такой красоты не встречал, - поражался режиссер «Мосфильма» Владимир Назаров, в творческом багаже которого к тому времени были такие известные фильмы, ка к «Пакет» и «Хозяин тай­ ги». - Такая чудесная осень, столько золота, красок. - Природа здесь великолепная, - вторил ему заслуженный артист РСФСР Евгений Буренков, став­ ший на экране пожилым горняком Агафоновым, человеком непростой судьбы. - Но еще ярче, интереснее - люди. Часто беседую с горняками, подружился с молодыми проходчи­ ками, они были у меня в гостях. Хо­ рошие ребята, умные, самостоятель­ ные, любят свою трудную и опасную работу. Разумеется, горняки тоже учас­ твовали в съемках в качестве ста­ тистов, ка к и третьекурсники Киров­ ского горного техникума. А образы морально противостоящих друг другу главных героев, инженеров Арефье­ ва и Крамова, воплотили в картине артисты Юрий Григорьев и Игорь Васильев. В главной женской роли снялась студентка ГИТИСа Татьяна Лаврентьева. Еще одного инженера «Туннельстроя» сыграл Валерий Зо­ лотухин. О ходе съемок сообщала на стра­ ницах «Кировского рабочего» Нина Рыжова: «Строители туннеля го­ товятся к митингу. «Даешь 100-й метр!» - написано на красном транс­ паранте. Его укрепляют над входом в туннель... Чтобы получить нужный ракурс, камеру пришлось втащить на склон горы. Туда же взбираются ре­ жиссер, операторы, ассистенты... В реальной жизни эти события заняли бы полчаса. На экране они промель­ кнут за полминуты. На съемку было затрачено полдня». - Отношение к нам здесь на ред­ кость радушное, - делился с Рыжо­ вой впечатлениями второй режиссер Евгений Дьячков. - Администрация рудника, инженеры, рабочие охотно выполняют наши просьбы, хотя по­ нятно, что мы причиняем им допол­ нительные хлопоты. А сегодня вот потребовалась черная «Волга» - так нам ее дали в ГАИ. Картина появилась в следующем, 1981 году. И опять первыми ее зри­ телями стали жители Кировска и Апатитов. В целом получилась доб­ ротная лента на производственную тему, оставшаяся если не в исто­ рии кинематографа, то уж в памяти многих кировчан точно. И вместе с другими картинами, о которых я на­ писал, вошедшая в золотой фонд студии «Хибинфильм», к сожалению, так никогда и не созданной в реаль­ ной жизни. (Продолжение следует.) Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz