Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.

Внимание, мотор! Дмитрий ЕРМОЛАЕВ - сотрудник Государственного архива Мурманской области Мурманское кино (Продолжение. Начало в № 146-150, 237, 238, 241, 245, 247 за 2008 год и N° 49, 52, 54, 58, 63 за 2009 год.) 16. «Включите северное сияние!» - так назывался один из множества детских фильмов, снятых на Коль­ ском полуострове. Кажется, это впитано с молоком матери: слова маленького пажа, взволнованно отвечающего Золуш­ ке - Янине Жеймо, что он еще не вол­ шебник, а только учится, Красная Шапочка, «долго-долго-долго» бегу­ щая по тропинке навстречу волку с манерами завзятого интеллектуала и лицом Владимира Басова, пронзи­ тельно-добрый и грустный взгляд Алисы - гостьи из будущего. Если же бросить на прошлое более внима­ тельный взгляд, то окажется - было что впитывать. Сухие цифры статистики свиде­ тельствуют, что в Советском Союзе ежегодно выпускалось около 150 фильмов, из которых пятая часть - порядка 30 картин - для подраста­ ющего поколения. Кроме того, бюд­ жет детских лент существенно пре­ вышал расходы на взрослые. Одним из следствий такого относительного финансового благополучия являлась возможность смело планировать не­ близкие киноэкспедиции. В том чис­ ле и на Кольский полуостров. Мурманской «натурой» воспользо­ вался первый же советский фильм- сказка - «По щучьему велению». «Для киносъемок зимних сцен в Апа­ титы из Москвы приехала киногруп­ па «Союздетфильма», - сообщалось 20 апреля 1938 года в газете «Ки­ ровский рабочий».- Группа под руко­ водством режиссера А. Роу, операто­ ра И. Горчилина и директора группы Панчука снимает народную «Сказку про Емелю» по сценарию Леонидова и Тараховской. Фильм рассказывает о народной сказке про бедного де­ ревенского парня Емелю, который сколько ни работал на царя, все ни­ чего не имел. И как-то в дни зимнего холода и голода в реке Емеля вы­ лавливает щуку, которая дарит ему за свое освобождение вещее слово «по щучьему велению», с помощью которого Емеля облегчает свой труд и успешно ведет борьбу с царскими холопами. Сказка изобилует целым рядом комических моментов превра­ щения, преодоления препятствий на пути у Емели, раскрывающих силу народной смекалки и находчи­ вости. В картине снимаются артист Петр Савин - известный по картинам «Гармонь», «Ущелье Аламасов», за­ служенный артист республики По­ пов, заслуженный деятель искусств - артист Камерного театра Арканин, артистка Малого театра Кранчуков- ская, киноартист Жуков и другие. В картине принимают участие также цирковые артисты, исполняющие в шкурах роль медведей - друзей Еме­ ли. Часть киносъемок будет прове­ дена в совхозе «Индустрия». Кинематографические достоинст­ ва Мурмана оценил, конечно, не толь­ ко Роу, еще дважды приезжавший в наш край за зимними красотами, но и режиссеры других детских картин. В 1940 году студия «Союздетфильм» снимала в Хибинах сразу две ленты. Действие «Воздушной почты» раз­ ворачивалось в далекой сибирской тайге. Трое детей из маленького по­ селка заболели дифтеритом. Почто­ вый самолет, пилотируемый молодой летчицей Настей Королёвой, везет для них сыворотку, но из-за силь­ ного бурана вынужден совершить посадку прямо в лесу. Ночью на ге­ роиню картины нападают волки. На помощь девушке приходит четыр­ надцатилетний охотник Антон Ива­ нович (именно так, по отчеству, его называют в фильме), который спа­ сает Настю и доставляет лекарст­ во по назначению. Сценарий второй картины, «Сиби­ ряки», по нынешним временам можно счесть экзотическим. На страницах газеты «Комсомолец Заполярья», в номере от 18 апреля 1940 года, осо­ бенно отмечалось, что лента пос­ вящена «любви советских детей к товарищу Сталину», а также то, что работа над ней идет «одновременно в четырех местах: в Верхней Уде, в Теберде, в Москве и в Кировске». В новогоднюю ночь старый охотник- бурят рассказывает школьникам Сереже и Пете народное предание о том, как «вождь» с помощью местно­ го охотника бежал из ссылки и как в память об этом потом подарил ему свою трубку. Охотник погиб в Граж­ данскую, а трубка осталась у дру­ гого охотника-партизана. Мальчики решили разыскать трубку и вернуть ее Сталину. Такую сюжетную канву трудно представить в современном рос­ сийском кино, но тогда работа была чрезвычайно ответственной. Еще бы, ведь в фильме присутствовал сам Сталин. Пусть в исполнении ак­ тера Михаила Геловани, но это ниче­ го не меняло - все нужно было сни­ мать на высшем уровне. В том числе и кадры зимних заполярных пейза­ жей, оказавшиеся весьма кстати как в «Сибиряках», так и в «Воздушной почте». Уникальная история приключи­ лась с другой детской картиной - «Та­ инственная находка». Аналогов я не припомню, а потому на ней, пожалуй, стоит остановиться подробнее. Среди жителей Колы долгое вре­ мя бытовала легенда о подвиге, со­ вершенном в годы Крымской войны ссыльнопоселенцем Гагаркой. Эн- тузиаст-краевед Александр Михай­ лович Чарыгин описывал его так: «Трехмачтовый винтовой корвет «Миранда» в сопровождении вспо­ могательного судна вошел в Коль­ скую губу. «Миранда», вооруженная большим числом тяжелых пушек, имела глубокую осадку, поэтому по­ дойти ближе к Коле было рискован­ но, так как в заливе имеется немало подводных камней. Только опытный лоцман мог провести корабль по губе. В заливе в то время ловил се­ ледку один из ссыльных рыбаков по прозвищу Гагарка. Англичане захва­ тили его в плен и приказали вести судно. Гагарка почуял недоброе в намерениях англичан и умышленно посадил «Миранду» на коргу Молоч­ ную. Капитан «Миранды» приказал расстрелять Гагарку на кладбищен­ ском острове». Возглавляемые Чарыгиным школь­ ники в первые послевоенные годы решили увековечить память о Га­ гарке и обратились в облисполком с ходатайством об установлении в его честь гранитного обелиска. Оттуда ответили, что для санкции на соору­ жение памятника нужно найти авто­ ритетное литературное подтверж­ дение подвига ссыльнопоселенца, а если такового не обнаружится - соб­ рать десять подписей старожилов, слышавших о подвиге от своих отцов и дедов. Вскоре необходимое коли­ чество подписей было собрано. Обна­ ружились и литературные свидетель­ ства. Кроме того, у ребят завязалась переписка с музеями Архангельска, Ленинграда и Москвы, с центральной прессой. «Правда» сообщила юным краеведам, что их идеей заинтересо­ вался Илья Оренбург. «Литературная газета» прислала своего спецкора Анатолия Аграновского, опублико­ вавшего затем на ее страницах очерк «Подвиг помора Гагарки». Проявили интерес и кинематогра­ фисты. Аграновский телеграммой известил школьников о том, что в июне 1950 года Колу посетит Ма­ рия Смирнова - автор сценария зна­ менитого тогда фильма «Сельская учительница». Однако Смирнова не приехала. Вместо нее, ка к сообщал Чарыгин в газете «Заполярный труд», «20 июня прибыла в Колу одна из сотрудниц Смирновой, которая под­ робно ознакомилась с заливом, мес­ тами сгоревшей крепости и девят­ надцатиглавого собора, Немецким островом, горой Соловарака и Мо­ лочной коргой. При этом ею сделаны черновые наброски и снимки. При отъезде она сообщила, что осенью в Колу прибудет т. Смирнова вмес­ те с операторами и пробудет здесь около месяца». Возможно, «сотруд­ ницей Смирновой» была Валентина Спирина - впоследствии известный сценарист, а в ту пору выпускница ВГИКа, возможно, кто-то еще - не­ важно. Важно то, что в 1953 году, в самый разгар периода «малокар- тинья», вызванного распоряжением Сталина снимать меньше, но зато одни шедевры, был выпущен фильм «Таинственная находка», сделанный по сценарию Спириной режиссером Борисом Бунеевым. Согласно сюжету ленты, трое школьников из поселка Рыбачий находят в пещере старинное ружье. Стараясь выяснить происхождение находки, они узнают много интерес­ ного об истории своего края. Ребята мысленно переносятся в середину XIX века, когда их поселок являлся центром морских торговых путей, когда рыбаки-поморы боролись с ан­ глийскими захватчиками, когда жил отважный герой Гагарка. Кола в кар­ тине прямо не названа, но тем не ме­ нее все вполне узнаваемо: и школь­ ники-краеведы, и события Крымской войны, и подвиг Гагарки. Пусть не шедевр, но вполне до­ стойная историко-приключенческая лента для детей и юношества вышла на экраны 25 марта 1954 года. В ее создании приняли участие настоя­ щие мастера кино: Татьяна Лиозно- ва, Станислав Ростоцкий, Вячеслав Шумский, замечательные артисты Михаил Глузский, Алексей Грибов, Екатерина Савинова. Но точку в этой истории поставили не они, а мурманский краевед Вла­ димир Сорокажердьев, обнаружив­ ший, что все было с точностью до наоборот. Его изыскания позволили выяснить, что ссыльный Федор Ива­ нов по прозвищу Гагарка не герой, а предатель. Он показал неприяте­ лю кольский фарватер, за что по­ лучил от англичан 200 рублей. Что ж теперь, и фильм не показывать? Владимир Сорокажердьев считает, что «иетория с Гагаркой исключи­ тельна. Развенчивая легенду о нем, мифическом герое, не следует заду­ мываться, чтобы запретить фильм, содержанием своим не соответству­ ющий исторической правде. Фильм этот не об одном человеке, а обо всем нашем героическом народе, выдержавшем схватку с иноземны­ ми захватчиками». Спустя без малого 20 лет Мурман­ ская область сыграла очередную «роль» в детском кино. - Наша творческая группа будет снимать в Заполярье новый худо­ жественный фильм, - пояснял 4 фев­ раля 1972 года читателям «Поляр­ ной правды» заместитель директора картины Н. Н. Светильский .- Назы­ вается он «Тревога» и рассказывает о суровых буднях людей в полярных условиях, о тех местах, где связь с Большой землей поддерживают только по радио, где все живут од­ ной большой семьей. Вот один из эпизодов. Пришла телеграмма, что к радисту-полярнику приезжает сын из Одессы. В этот момент случается стихийное бедствие, отец оказыва­ ется на льдине, которую все дальше уносит от берегов. Мальчик об этом не знает. Его встречают друзья ра­ диста, принимает в свой коллектив школа-интернат. В основу ленты был положен ре­ альный случай, который произошел на Диксоне. Девочки-девятиклас- сницы оставили записку, что ушли на материк, а сами спрятались. Это произошло во время пурги, и все жители острова отправились на розыски. Конец у шалости полу­ чился трагическим - погибли люди. Конечно, в фильме все чуть-чуть по-другому. Главные герои - пер­ воклассница Наташа, ее братишка - одиннадцатилетний Лёня и его ровесник Коля. Испугавшись нака­ зания за самовольный радиосеанс и сломанную рацию, дети прячут­ ся, оставив записку, что ушли на остров. В это время объявляют штормовое предупреждение, начи­ нается буран. Пока все взрослое население разыскивает их, ребя­ тишки спокойно спят под кроватью. Мораль - за свои поступки надо от­ вечать независимо от возраста. До приезда на Кольский полуостров съемочная группа Одесской киносту­ дии, возглавляемая режиссером Ра­ домиром Василевским,работала в па­ вильонах и на Диксоне. Собственно, за «диксоновскими» пейзажами и при­ ехали одесситы в Мурманск. И наш­ ли их на улице Полярные Зори, один из уголков которой, примыкающий к сопке, точь-в-точь напоминал строе­ ния далекого арктического поселка. Самые важные, по мнению кинема­ тографистов, эпизоды картины были отсняты на Семеновском озере, в районе мурмашинского аэропорта, во Дворце культуры профсоюзов. А еще - на берегу залива. «- Разве это порт? Вот у нас в Одес­ се порт! - Мальчишка лет десяти с веснушками на носу разочарованно машет рукой, - описывал съемочный процесс корреспондент «Полярки» в номере от 10 марта 1972 года. - Де­ лают уже пятый дубль. Наконец по­ гашены юпитеры. Работницы порта, занятые в эпизоде, расходятся. Ма­ ленькие актеры устраивают возню. - А что, - подхожу я к «одесситу» Коле, которого играет москвич Игорь > Меркулов, - в самом деле тебе Одес- > ский порт больше нравится? - Не-а, - вскидывает он зеленые глаза, - здесь кораблей больше». Кульминацию ленты - кадры по­ иска детей снимали в одном из ка-.- рьеров сопки Горелой. Участников поискового отряда играли курсанты Мурманского высшего инженерного •. морского училища. А возглавлял их, ка к и положено по фильму, «заслу- женный дед советского кинематог­ рафа» актер Иван Рыжов. Помимо него в картине играли Люсьена Ов­ чинникова, Константин Степанков, школьники Оля Казакова и Костя Леневский. Самыми сложными для киногруппы стали съемки северно­ го сияния. Еще бы - по заказу его не организуешь. Но в итоге природа не подвела, и небесные огни вспыхнули вовремя. А несмышленая Наташка, ка к и положено по сценарию, заме­ тила: - Так, ничего особенного. Просто включили северное сияние. Уезжая, кинематографисты в один голосотмечали «теплоту мурманчан» и от души благодарили тружеников таксомоторного парка, телестудии, опытной оленеводческой станции - всех, кто помогал им работать. На­ звание же вышедшего вскоре филь- * ма изменили на «Включите северное сияние». И еще об одной картине просто .| нельзя не упомянуть. Хотя кине- |і матографическое участие в ней нашего края не столь велико, как В хотелось бы - это все равно мурман- ский фильм. Фильм военный, фильм ч детский. «Юнга Северного флота», Ш - вспоминал Эдуард Тополь, напи- J савший, совместно с Вадимом Тру- ниным сценарий ленты, - родился в 1972 году из газетной заметки о том. что где-то в Северодвинске бывшие . юнги Северного флота отметили ф энную годовщину окончания школы юнг Соловецких островов и возло­ жили венок на могилу юнги, погиб­ шего во время войны. Фильм или. ‘ точнее, образ этого фильма возник- предо мной сразу, ка к только я про­ чел эту заметку». Через несколько месяцев съемоч-. ная группа уже гостила в Северомор- н ске, договариваясь с военными моря- с ками о сотрудничестве. Кинорассказ о четырех подростках, попавших, каждый своим путем, в соловецкую школу юнг, о мужской дружбе, бое- вом крещении и, в конечном счете, | | о победе завоевал тогда о громную# / популярность. Картина Владимира ' Рогового - режиссера знаменитых «Офицеров», в которой получил свою первую роль Игорь Скляр, вы- : шла на экраны в 1974-м, получила :: приз ЦК ВЛКСМ «Алая гвоздика», а : на фестивале в пионерлагере «Ор- ленок» авторов ленты забросали цветами буквально по пояс. Хотя есть в «Юнге...» эпизод, где мальчишка - его сыграл Альгис Арла-. ускас - находит в Мурманске своего отца, главные съемки проходили на Соловках и Черном море. Но в ос­ нове фильма лежат события боевой истории Северного флота, герои кар­ тины служат на торпедных катерах, -1 а прообразом одного из них - Володи Черемина - стал Саша Ковалев, чьим именем названы улицы областного центра и Североморска. А значит, мы с полным правом можем считать эту ленту своей, мурманской. Сегодня отечественное детское кино переживает нелегкие времена. Ежегодно в стране появляется от 60 до 80 новых картин, из них лишь 2-3 для подрастающего поколения. Да и те зачастую не идут в широкий прокат, не доходят до зрителей. Вот и получается, что растут наши дети на западной продукции, порой весь­ ма низкопробной, да на старых доб­ рых советских кинолентах. Но все же жизнь продолжается, а потому давайте помечтаем. Настанет когда- нибудь такой счастливый миг, когда у нас снова будет много хороших, современных детских фильмов. Не может не настать! И ребята будущих поколений, став взрослыми, среди золотых воспоминаний детства сбе­ регут в сердце и кадры любимых картин. В том числе тех, которые еще снимут - обязательно снимут! - у нас в Мурманске, на Кольском Севере.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz