Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт : исторический очерк (1915-1980 гг.) / Г. Н. Елькин. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 123, [4] с. : ил.

ВВЕДЕНИЕ С прокладкой Мурманской железной дороги и появлением М урм ан ­ ского порта укрепились через морские пути военные связи России со страна- ми-союзниками Первой мировой войны. Но главный результат — бурное развитие производительных сил всего Кольского полуострова. Вблизи железной дороги, а затем на удалении от нее, возникают многочисленные поселения. В ско­ ром времени они превращаются в поселки и города. Возникают рудники, появля­ ются заводы и промышленные комбинаты. Развивается рыбопромысловая и соци­ альная база. Возникший в начале XX века поселок строителей, а также портовиков и желез­ нодорожников, быстро превращается в довольно крупный портовый город. В 30-х годах от Мурманского торгового порта отделяется судоремонтная база, которая превращается в судоремонтный завод. Южные причалы торгового порта переда­ ются рыболовной базе — в результате возникает самостоятельный рыбный порт. Растут экспортные и импортные грузопотоки, проходящие через Мурманский тор­ говый порт. Повышается его значение в освоении Северного морского пути. Но мирный труд был недолгим: вспыхнула война с фашистской Германией. Рассчитывая на близость Мурманска к государственной границе и внезапность нападения, враг надеялся овладеть городом в ближайшие дни. Чтобы не допустить этого, сдержать наступление врага, потребовались титанические усилия, непрек­ лонная воля, решимость и самоотверженность наших воинских частей, моряков, населения всего Кольского полуострова. В первые дни войны работа в порту велась, не прекращаясь ни днем ни ночью, с исключительным напряжением сил. Помогали военные и горожане. К фронту сроч­ но перебрасывались водным и наземным транспортом дополнительные воинские части, вооружение, боеприпасы. На подступах к городу строились оборонитель­ ные рубежи. С мест боев вывозили раненых. Из Мурманска эвакуировали часть населения — в основном женщин и детей. Большинство мужчин шло на фронт, сре­ ди них — много добровольцев. Враг был остановлен. Не сумев взять Мурманск, враг решил уничтожить его с воздуха. Особенно силь­ ные и частые бомбардировки были в периоды нахождения в порту судов союзных караванов с ленд-лизовскими грузами. Порт продолжал работать. Раненым ока­ зывалась экстренная помощь, убитых хоронили недалеко от порта. Поврежденные в порту объекты спешно восстанавливались. Трудности портовиков усугублялись голодом, бытовой неустроенностью, холодом в зимний период и хронической ус­ талостью. Главной задачей порта в годы войны был прием ленд-лизовских грузов с их последующей отправкой по назначению. С этим трудным правительственным заданием портовики справились с честью. Медленно шли военные годы. Мурманск фактически разрушен и сожжен весь. Обильно полита земля кровью славных защитников Заполярья. Немало погибло моряков союзных конвоев в холодных водах северных морей. Но волю народа враг не сломил. Настал день Победы. На многострадальную землю пришел долгождан­ ный мир. 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz