Дюжилов, С. А. Мурманская железная дорога и наука : опыт взаимодействия (1920-1930-е гг.) // VIII Ушаковские чтения, [Мурманск, 2-4 марта 2011 г.] : к 90-летию со дня рождения профессора И. Ф. Ушакова : сборник научных статей / [редкол.: П. В. Федоров (науч. ред.) и др.]. - Мурманск, 2012. - С. 77-81.
С.А. Дюжилов МУРМАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА И НАУКА: ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (1920-1930-Е ГГ.) Постройка Мурманской железной дороги в годы Первой мировой войны ликвидировала оторванность Кольского полуострова от централь ных районов России, открыла перспективы его заселения и освоения. Од нако вызванная интервенцией на Севере послевоенная разруха поставила под сомнение сам факт функционирования транспортной магистрали в крае. Предложению временно законсервировать «Мурманку» наука проти вопоставила проект превращения железной дороги в транспортно промышленный комбинат с единым хозяйством, в котором главнейшими отраслями были бы эксплуатация железной дороги, колонизация приле гающего района, всевозможное использование местных богатств и насаж дение различных промыслов. Именно эта точка зрения в итоге и победила. Впервые идея о применении метода железнодорожной колонизации для экономического развития района Мурманской железной дороги и ис пользования его природных ресурсов была точно и однозначно сформу лирована в резолюции Совещания по Северу, созванного в мае 1920 г. Фи зико-математическим отделением Российской Академии наук. В даль нейшем проект колонизации района «Мурманки» был подвергнут широ кому обсуждению как путем издания специальных книг и брошюр, так и при помощи многочисленных докладов в научных учреждениях Москвы (под председательством профессора А.А. Ярилова) и Ленинграда (под председательством профессора Ю.М. Шокальского). Обобщая высказан ные мнения, Государственный колонизационный институт принял сле дующие рекомендации: 1. Использование естественных богатств невозможно без колониза ции края. 2. Это необходимо и по политическим основаниям, учитывая по тенциальную угрозу со стороны соседних государств. 3. Без колонизации не сможет функционировать Мурманская же лезная дорога. 4. Необходимо, прежде всего, проведение промышленной колони зации с опорой на сельское хозяйство. 5. Наиболее применим метод железнодорожной колонизации. 6. Дороге необходим объект работы в виде земельных пространств. 7. Передать их в бессрочное пользование с исключительным правом эксплуатации лесов, недр, водных сил и пространств, с правом привлече ния к промышленной работе на этой территории различных учреждений, организаций и частных предприятий. 77
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz