Дюжилов, С. А. Мурманская железная дорога и наука : опыт взаимодействия (1920-1930-е гг.) // VIII Ушаковские чтения, [Мурманск, 2-4 марта 2011 г.] : к 90-летию со дня рождения профессора И. Ф. Ушакова : сборник научных статей / [редкол.: П. В. Федоров (науч. ред.) и др.]. - Мурманск, 2012. - С. 77-81.

С.А. Дюжилов МУРМАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА И НАУКА: ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (1920-1930-Е ГГ.) Постройка Мурманской железной дороги в годы Первой мировой войны ликвидировала оторванность Кольского полуострова от централь­ ных районов России, открыла перспективы его заселения и освоения. Од­ нако вызванная интервенцией на Севере послевоенная разруха поставила под сомнение сам факт функционирования транспортной магистрали в крае. Предложению временно законсервировать «Мурманку» наука проти­ вопоставила проект превращения железной дороги в транспортно­ промышленный комбинат с единым хозяйством, в котором главнейшими отраслями были бы эксплуатация железной дороги, колонизация приле­ гающего района, всевозможное использование местных богатств и насаж­ дение различных промыслов. Именно эта точка зрения в итоге и победила. Впервые идея о применении метода железнодорожной колонизации для экономического развития района Мурманской железной дороги и ис­ пользования его природных ресурсов была точно и однозначно сформу­ лирована в резолюции Совещания по Северу, созванного в мае 1920 г. Фи­ зико-математическим отделением Российской Академии наук. В даль­ нейшем проект колонизации района «Мурманки» был подвергнут широ­ кому обсуждению как путем издания специальных книг и брошюр, так и при помощи многочисленных докладов в научных учреждениях Москвы (под председательством профессора А.А. Ярилова) и Ленинграда (под председательством профессора Ю.М. Шокальского). Обобщая высказан­ ные мнения, Государственный колонизационный институт принял сле­ дующие рекомендации: 1. Использование естественных богатств невозможно без колониза­ ции края. 2. Это необходимо и по политическим основаниям, учитывая по­ тенциальную угрозу со стороны соседних государств. 3. Без колонизации не сможет функционировать Мурманская же­ лезная дорога. 4. Необходимо, прежде всего, проведение промышленной колони­ зации с опорой на сельское хозяйство. 5. Наиболее применим метод железнодорожной колонизации. 6. Дороге необходим объект работы в виде земельных пространств. 7. Передать их в бессрочное пользование с исключительным правом эксплуатации лесов, недр, водных сил и пространств, с правом привлече­ ния к промышленной работе на этой территории различных учреждений, организаций и частных предприятий. 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz