Дюжилов, С. А. Мурманская железная дорога и наука : опыт взаимодействия (1920-1930-е гг.) // VIII Ушаковские чтения, [Мурманск, 2-4 марта 2011 г.] : к 90-летию со дня рождения профессора И. Ф. Ушакова : сборник научных статей / [редкол.: П. В. Федоров (науч. ред.) и др.]. - Мурманск, 2012. - С. 77-81.

8. Дорога отводит земельные участки для водворения и устройства железнодорожного и пришлого населения путем создания пристанцион­ ных поселков. 9. Необходимы длительная помощь колонистам в виде предоставле­ ния им на льготных условиях семян, скота, орудий труда; освобождение их на определенный срок от общегосударственных повинностей и налогов. 10. Общее руководство колонизацией края должно принадлежать Наркомзему. 11. Необходимо продолжать научное изучение края, для чего Мур­ манской железной дороге следует войти в тесный контакт с Государст­ венным колонизационным институтом, Ученым сельскохозяйственным комитетом и другими научными учреждениями, изучающими Север. Идея о необходимости предоставления Мурманской дороге терри­ тории для проведения железнодорожной колонизации, воспринимаемая сначала с трудом и с недоверием, постепенно завоевала многочисленных сторонников как из числа ученых, так и из числа всех заинтересованных лиц. Зимой 1923 г. правлением дороги был образован особый Колониза­ ционный отдел, представивший в короткие сроки собранный обширный материал по вопросу колонизации Карело-Мурманского края в Совет труда и обороны. 25 мая того же года последовало утверждение Положе­ ния. На его основании Мурманской дороге была предоставлена террито­ рия в 3 270 ОООга (в пределах Мурманской губернии эта цифра составила 1 769 582 га) на 10 лет для колонизации за счет средств, получаемых от использования земельных пространств, отведенных дороге. Колонизаци­ онным аппаратом являлась сама Мурманская дорога под руководством Северо-Западного Экосо. Проведение в жизнь Положения о колонизации началось с 1 ок­ тября 1923 г. Среди задач, решаемых Колонизационным отделом, значи­ лись: накопление научных данных о крае, заведывание сельскохозяйст­ венными базами и опытными пунктами, проведение изысканий и обсле­ дование природных ресурсов отведенных территорий, составление орга­ низационных проектов и планов их использования. Исходя из названных задач, складывались и соответствующие структуры дороги. Уже в 1924 г. местные органы «Мурманки» состояли из 6 лесничеств, 3 районов по во­ дворению и устройству переселенцев, 2 агробаз - «Ильич» и «Зеленец» - и опытного сельскохозяйственного пункта в Хибинах с отделением в Коле. Конечно, имеющихся средств и возможностей было явно недоста­ точно Мурманской дороге для самостоятельного выявления разнообраз­ ных производительных сил Карело-Мурманского края. Поэтому изна­ чально в основу работы ее Колонизационного отдела были положены вполне обоснованные принципы и правила. В их числе: открытие терри­ тории отвода для всех тех, кто желал бы работать в крае, всемерное со­ действие лицам и организациям, ведущим изучение Кольского Севера 78

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz