Дулич, Д. В. Канатная дорога на Мурмане, 1942-1944 : мифы и реальность / Д. Дулич. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот" : Добросмысл, 2008. - 94, [1] с. : ил., карты, черт.

цевой шахты в Моанде, Габон, и имеет 858 вышек и 2800 ков­ шей. 155-километровый проволочный трос проходит через 6 тыс. направляющих роликов. Самая высотная и самая длинная в ми­ ре пассажирская подвесная канатная дорога „Телеферико Мерида" в Венесуэле протянута от города Мерида (1639,5 м над уровнем моря) до вершины Пико-Эспехо (4763,7 м). Канатная дорога со­ стоит из четырех пролетов, включая три пересадочные площадки на протяжении 12,8 км подъема за 1час. Четвертый пролет имеет длину 3069 м. Две кабины, работающие по маятниковой системе, движутся по несущему тросу под тягой трех тросов, приводимых в движение от мотора в 230 лошадиных сил. Максимальная вме­ стимость кабин —45 пассажиров, скорость —9,7 м/с. (35,08 км/ч). Пассажиры испытывают перепад высоты в 3124 м. Самая длинная однопролетная канатная дорога вступила в строй в штате Кали­ форния, США, 12 сентября 1963 г. Она доставляет пассажиров из долины Коачелла до горы Сан-Джасинто (3298 м). Длина ее про­ лета — 4114 м»49. Современные европейские рекорды на этом фоне выглядят несколько скромнее, но тоже впечатляют: «Как раз к рождествен­ ским праздникам 2003 года во французских Альпах была запу­ щена самая большая в Европе канатная дорога, протяженностью 1,6 км. Канатка связала два популярных горнолыжных курорта Ла- Плань и Лез-Арк. Путешествие с курорта на курорт занимает око­ ло четырех минут и проходит на высоте около 380 м. Две двух­ этажные 200-местные кабины перевозят 4000 пассажиров в час со скоростью 12,5 м/с. Конструкция дороги довольно необычна: меж­ ду конечными станциями нет ни одной опоры, весь путь кабины проделывают по воздуху, раскачиваясь на высоте под порывами ветра. Частично компенсировать раскачивание призвана специаль­ ная аэродинамическая форма вагона. Конструкторы также отка­ зались и от традиционной схемы, когда вагоны связаны между собой: опускающийся вниз вагон помогает своей массой подни­ мающемуся. Вагоны супердороги могут двигаться независимо, по мере заполнения»50 (рис. 95, стр. 94). После окончания боевых действий на Крайнем Севере в горо­ де Мурманске была сделана попытка воспроизвести из трофейных материалов действующий макет канатной дороги для демонстра­ ции этого полулегендарного сооружения жителям и гостям города. Причины, по которым этот проект не был реализован, автору не известны. Вероятно, на первый план вышли более насущные про­ блемы восстановления разрушенного войной города. 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz