Дулич, Д. В. Канатная дорога на Мурмане, 1942-1944 : мифы и реальность / Д. Дулич. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот" : Добросмысл, 2008. - 94, [1] с. : ил., карты, черт.

ЧТО ДАЛЬШЕ? Нет сомнения, что канатная дорога на Мурмане была одним из самых уникальных сооружений во всей мировой военной исто­ рии. Её уникальность не только в её протяженности, которая по мнению большинства авторов составляет около 60 км, не только в том, что сооружена она была в условиях Заполярья, зимой, в до­ вольно короткий срок, но и в характере местности, где она была расположена, рельеф которой в своей основной части далёк от вы­ сокогорного. Бесспорно, имеются довольно резкие перепады высот на отдельных участках канатной дороги, но в целом профиль этой дороги представляет собой практически горизонтальную линию. Кроме всего прочего, эта дорога была чисто военным сооружени­ ем и предназначалась для снабжения целого участка фронта, а не отдельного объекта. И в этом её коренное отличие от канатных до­ рог, которые строятся в своём подавляющем большинстве в горах и предназначаются для туристических услуг или производствен­ ных целей. В истории техники известны несколько гигантских по своей длине канатных дорог. И если существование в Швейцарии упомя­ нутой в Большой Советской Энциклопедии канатной дороги дли­ ной в 200 км ставится некоторыми источниками под сомнение, то бесспорны другие. «В 1940-х гг. в Швеции для перевозки руды сульфида свинца из шахты в Кристинеберге на перерабатываю­ щий завод в Болидене сооружена канатная дорога протяженностью 96 км. Эта дорога больше не используется по прямому назначению, теперь на отрезке длиной 13,6 км ею могут пользоваться туристы для двухчасовой поездки от Ортреска до Менстреска»48. Интернет-сайты дают следующие интересные цифры: «Самая длинная канатная дорога (76 км), построенная в 1959-1962 гг., принадлежит компании „Коми-лог“. Она сооружена для марган­ 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz