Дудакова, Е. Ф. Трагическая судьба М. Э. Израэлита / В. В. Дранишников, Е. Ф. Дудакова // Наука и образование. - 2006. - № 7. - С. 118-119.
118 ДЕЯТЕЛИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОЛЬСКОГО КРАЯ В .В . А Р АНИШНИ КО В , Е .Ф . А У А А КО В А ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА М.Э. ИЗРАЭДИТА Судьба всегда играет человеком по тем правилам, о которых он даже не догадывается. Э. Севрус В ноябре 1939 г. правительство РСФСР приняло реш ение, во многом определивш ее успехи развития народного образования на Кольской земле: в М урманске был открыт вечерний учительский институт. Перед новым вузом поставили задачу обеспечить школы Мурманской области учителями для работы в 5-7 классах общ еобразовательных школ. И сразу новое учебное заведение, которое испытывало огромны е проблемы и трудности, стало объектом заботы партийных и советских органов власти, критики местной печати, пристального внимания педагогической общ ественности. Много сделал для становления нового учебного заведения М арк Эммануилович И зраэлит - первый и.о. директора института. До этого он работал завучем школы №10 (ныне гимназия № 2) Мурманска. М арк Эммануилович был одним из лучших мурманских преподавателей математики в 30-е годы, но судьба этого человека сложилась трагически. На него поступил донос о том, что «Израэлит распространяет антисоветские измышления в форме анекдотов». В апреле 1940 г. его сняли с работы под надуманным предлогом . Из приказа № 66 по М урм анскому облоно от 27 апреля 1940 г. мы узнаем «вину» М .Э .Израэлита: «... использование служ ебного положения в корыстных целях, выразившееся в получении от госсклада по требованию Учительского института 10-ти литров водки для учебных целей и употребление этой водки для себя лично». 5 мая его арестовали. Особым совещанием при НКВД СССР по «контрреволюционной» статье 58-10 УК М .Э .И зраэлит был приговорен к 5 годам исправительно-трудовых лагерей. В 1943 г. он трагически погиб в лагерях Коми АССР, и был реабилитирован лишь посмертно в 1989 г. В 1989 г. сын М .Э .И зраэлита Генрих Маркович Багрянцев написал ректору МГПИ Э .К.Лявданскому: « ... выражаю искреннюю благодарность Вам и в Вашем лице коллективу института за выраженное мне сочувствие преждевременной утратой отца, необоснованно репрессированного 05.05.40 г., ставшего жертвой сталинских репрессий и реабилитированного 25.01.89 г. Отец искренне любил математику и педагогическую работу. С введением персональных званий в системе Н аркомпроса РСФСР ему уже в 1937 г. было присвоено персональное звание «Учитель средней школы», что равнозначно в наше время званию «Заслуженный учитель Российской Федерации». Являясь организатором Мурманского учительского института и его первым, хотя и временно исполняющим обязанности, директором, т.е. по день его ареста, он все свои силы и знания отдавал подготовке будущих учительских кадров, развитию педагогической науки. В лице И зраэлита М.Э. не только я потерял отца, но и педагогическая наука понесла определенную утрату - как и наука в целом, в рядах которой были необоснованно уничтожены многие сотни, если не ты сячи как уже известных крупных ученых, так и начинающих многообещающих специалистов. Сердечно желаю коллективу института и выпускникам успехов в их педагогической и научной работе. Сердечно желаю , чтобы среди ученых звезд достойное место занимали выпускники М урманского педагогического института. Надеюсь, что в ближайшем будущем имя отца займет достойное место в истории народного образования Кольского края». Мы долго искали документы об этом человеке, людей, которые его знали. Наконец, в 1996 г. Е .В .М акурина (Колесова), работавшая учительницей в М урманске во второй половине 30-х годов, рассказала нам следующ ее: «С 1933 по 1936 г. я училась в Череповецком педагогическом техни кум е.... М .Э .И зраэлит преподавал у нас все разделы математики. Он жил в соседнем доме с женой и сынишкой. Всегда с чисто вымытым чубом пышных, развивающихся волос влетал подпрыгивающ ей походкой и с улыбкой усматривал сразу всех, относился к нам как к равным и называл нас без пяти минут учителями. Был добрым, открытым и справедливым . Во время контрольных работ часто хитрил: держал перед собой газету и «читал» ее, при этом , пользуясь прожженной в ней дыркой, мог видеть тех, кто подглядывал у соседа или списывал со шпаргалки. Я училась хорошо, но не всегда давалась математика, особенно тригонометрия. Марк Эммануилович приглашал в учительскую , снова и снова объяснял трудный материал. Для самоутверждения и как доказательство хороших знаний я готовила к поступлению в техникум жену главного инженера завода и называлась «культармейцем». И вот весна 1936 г. Позади педпрактика,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz