Дудакова, Е. Ф. Alma mater: от учительского института к гуманитарному университету / В. В. Дранишников, Е. Ф. Дудакова ; [науч. ред.: В. Э. Черник]. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2011. - 400 с. : ил., портр.

52 Факультеты совет ВОИР (Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов). В магазине «Юный техник» и ателье проката приобреталась уцененная бытовая техника — радиоприемники, магнитофоны, телевизоры и т. п. Некоторую помощь в виде материалов и списанной техники оказывали военные, родители студентов. Весь этот «лом» разбирался на детали, которые и использовались в работе. Средствами стимулирования студентов были оформление их работ в качестве курсовых и дипломных, представление докладов на ежегод­ ных научных конференциях, участие в различных выставках и конкурсах. Основным критерием при оценке работ была степень их новизны. Об­ щий уровень разработок был достаточно высок. Подтверждением этому может служить тот факт, что за экспонаты, представленные на ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства) в экспозиции Мурманской области, нами было получено сразу 6 дипломов. Дипломы и премии, безусловно, играли какую-то роль в привлечении студентов к работе в КБ. Однако главное было в другом. Это сам процесс работы, атмосфера творчества, неформального общения, взаимопомощи (то, что называется педагогикой сотрудничества), умение работать не только головой, но и руками, практическая значимость результатов. Это была определенная свобода и возможность самовыражения в рамках той жестко регламентированной системы воспитания, которая тогда существовала. СКБ просуществовало до 1985 года, то есть одиннадцать лет. Все эти годы руководителем его был автор этих строк. В работе его принимали участие преподаватели Войтонис В.В., Долинин В. А., инженер кафедры Воробьев И.С., учебные мастера и лаборанты. Перечень всех членов КБ занял бы много места, вот некоторые из них: Горохов С., Попов М., Цейтлин Л., ЦимляковаГ., Гавриленко А., СатанинВ., Масленников И., РындинаТ., Скороходов И., Ширяев В., СоевП., Арефьев С., КухтоГ., Федоров Е., Имшеницкий В., Юдкин А. Многие из них работали не толь­ ко учителями физики, но и руководителями кружков, инженерами на ВЦ и в КБ, получили второе высшее образование, стали бизнесменами, руководителями. Они прошли школу творчества, приобрели навыки решения нестандартных задач, позволяющие им сравнительно легко адаптироваться в различных условиях. За последние десять лет шкала приоритетов и ценностей в нашем обществе претерпела коренные изменения. Очередная революция про­ изошла и в нашем образовании. Технократические тенденции в нем уступили место демократизации, гуманизации и информатизации. И это закономерно, так как человек превыше всего. Однако нам всегда бы­ ло свойственно шарахаться из одной крайности в другую. Как писал философ Бердяев, «Россия — страна поляризованного сознания». Сего­ дня в школах трудно найти технические кружки, фактически свернута научно-техническая работа в педвузах. Вместе с тем известно, что все новое — это хорошо забытое старое, и когда-нибудь придется все начинать сначала. Школа юных математиков «Интеллект» В конце 80-х годов в стране возникают авторские школы — эксперимен­ тальные учебно-воспитательные учреждения, деятельность которых основана на педагогической концепции, разработанной одним педагогом или авторским коллективом.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz