Дудакова, Е. Ф. Alma mater: от учительского института к гуманитарному университету / В. В. Дранишников, Е. Ф. Дудакова ; [науч. ред.: В. Э. Черник]. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2011. - 400 с. : ил., портр.

51 Студенческое конструкторское бюро В 60-70-х годах естественнонаучное и техническое образование в нашей стране было более престижным, чем гуманитарное. Это было время, когда благодаря успехам в освоении атомной энергии и космоса физики были в почете: о них писали книги, снимали фильмы, пели песни. В учебных заведениях много внимания уделялось организации научно-технического творчества молодежи: кружкам, конкурсам, выставкам и т. п. В течение ряда лет такая работа проводилась и на физмате. Один из энтузиастов и организаторов этой работы заведующий кафедрой информатики и общетехнических дисциплин Геннадий Георгиевич Матаев (1939-2004) вспоминал: В 1974 году по инициативе заведующего кафедрой физики Ю.А. Бу- тылева было организовано студенческое конструкторское бюро (СКБ). Было выделено помещение, установлены токарный, сверлильный и за­ точный станки, стойка с измерительной аппаратурой, стеллажи для приборов, оборудованы б рабочих мест. Для работы использовались также лабораториями учебные мастерские кафедры, которые находились тогда в здании физмата. Ежегодно в работе СКБ принимали участие 15-20 студентов старших курсов физического отделения, в том числе 3-5 девушек. На организаци­ онном собрании предлагалась тематика работ, студенты выбирали тему, руководителя, объединялись в группы по 2-3 человека. Занятия прово­ дились с октября по май 1 раз в неделю по 4 часа. Работа над темой проходила в несколько этапов: анализ имеющихся аналогов устройства; разработка структурной и принципиальной схем; разработка эскиза или макета устройства; подбор деталей и материалов; монтаж, настройка и отладка; оформление внешнего вида и технической документации. Основным направлением работы СКБ было совершенствование учеб­ но-воспитательного процесса в вузе и школе посредством внедрения достижений электроники, автоматики и вычислительной техники. Пер­ выми разработками были устройства для популярных тогда вокально- инструментальных ансамблей. Промышленной аппаратуры для них по­ чти не было, поэтому приспосабливали усилители и микрофоны для радиоузлов, колонки от киноаппаратов, изготавливали различные при­ ставки для электрогитар (ревербераторы, квакушки, фуссы, дисторберы), цветомузыкальные установки и др. В связи с модой на программиро­ ванное обучение был разработан ряд типов экзаменаторов — на пере­ ключателях, тиратронах, транзисторах, интегральных схемах. Все они активно использовались в учебном процессе. Много внимания уделялось оборудованию аудиторий физико-математического факультета: устанав­ ливались проекционная аппаратура, электроприводы для штор и экранов, демонстрационные столы, микрофоны и динамики и др. Остатки этой техники можно увидеть и сегодня. Было сконструировано несколько автоматов для подачи звонков по расписанию. По заказу кафедры физ- воспитания были разработаны и изготовлены приборы для научных исследований (рефлексометр, пульсометр, прибор для измерения вы­ соты прыжка) и световое табло для игровых видов спорта. В СКБ были сделаны десятки стендов для лабораторного и демонстрационного эксперимента по электричеству и оптике, квантовой физике, электро- и радиотехнике, автоматике и вычислительной технике. Большинство из них до сих пор используется в учебном процессе. Работа в КБ требовала оборудования, материалов, деталей, а сле­ довательно, и финансирования. Небольшие деньги (50-100 руб. в год) выделял для этого институт, столько же в виде премии — областной

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz