Дудакова, Е. Ф. Alma mater: от учительского института к гуманитарному университету / В. В. Дранишников, Е. Ф. Дудакова ; [науч. ред.: В. Э. Черник]. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2011. - 400 с. : ил., портр.

291 и минусов, поиск путей решения различных проблем. Ведь еще К.Д.Ушинский ратовал за создание и развитие русской национальной школы. Он был убежден, что «...система национального образования — часть духовной, культурной жиз­ ни народа и поэтому, она неповторима, оригинальна и неприменима к другим народам». Действительно, нам есть, что терять. Лучшие традиции российской выс­ шей школы, несмотря на известные недостатки, признаны во всем мире. Это фундаментальность образования, принцип неразрывности образования и науки, наличие оригинальных научно-педагогических школ, здоровый консерватизм, сочетающийся с готовностью к инновациям, принцип воспитывающего обуче­ ния, когда, согласно К. Д. Ушинскому, «личность воспитывает личность» и др. Поэтому часть педагогической общественности тревожится по поводу того, что Болонский процесс, решая задачу единого европейского образовательного пространства, нанесет непоправимый ущерб не только национальному, но и об­ щему воспитанию. Ее справедливо волнует возможность появления поколений безликих космополитов... Необходимо отметить, что документы Болонского процесса постоянно под­ черкивают, что национальное своеобразие образовательных систем — это общеевропейское богатство. Некоторые преподаватели справедливо считают, что создание единого ев­ ропейского образовательного пространства, создаст благоприятные условия для усиления процесса «утечки мозгов» из России, так как уровень жизни, зарплата в Европе гораздо выше, чем в нашей стране. В конечном счете, влияние нашей культуры, духовности будет во многом зависеть от того, сумеем ли мы привлечь, увеличить контингент иностранных студентов, желающих учиться в российских вузах, а значит, параллельно усваивать и нашу культуру, язык, традиции. Смягчить эту проблему можно за счет приглашения российских преподавателей для учебы или работы в вузы Западной Европы использование дистанционных технологий обучения. А еще есть потенциал семьи и церкви... Но главная трудность перехода на двухуровневую систему образования за­ ключается в том, что преподавателям предстоит в корне изменить «философию» образования (методики, технологии, характер общения со студентами, систему оценивания их знаний), то есть, изменить сущность своей деятельности — превратиться из основного источника знаний в их проводника. Этому мешают и выработанные за многие годы стереотипы, и ментальность отечественных педагогов, а еще отсутствие убедительного, доступного каждому опыта такой работы с профессиональным анализом доказательств его преимущества. Процесс реформирования высшей школы совпал с затяжным экономическим кризисом, который не позволяет выделять необходимые материальные средства на очень затратные элементы создания единого европейского образовательного пространства, например, мобильности студентов и преподавателей. Необходимо на государственном уровне перейти от обмена отдельными студентами (это осуществляется сегодня, в основном, на средства родителей и при получении Грантов) к обмену между университетами. Несмотря на критику Болонского процесса, звучащую не только в стенах нашего вуза, но и в разных уголках Европы, его уже взяли на вооружение в Австралии, некоторых странах Латинской Америки. Значительный путь в создании единого европейского образовательного пространства проделала высшая школа наших соседей в Норвегии. Профессор, доктор философских наук Р. И. Трипольский, ректор МГПУ с 2000 по 2009 годы, писал: Сразу хочу подчеркнуть, что я являюсь горячим сторонником под­ готовки педагогов по системе уровневого образования. Однако в ходе

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz