Дудакова, Е. Ф. Alma mater: от учительского института к гуманитарному университету / В. В. Дранишников, Е. Ф. Дудакова ; [науч. ред.: В. Э. Черник]. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2011. - 400 с. : ил., портр.

261 пединститут. И вот уже четверть века работаю на его филологическом факультете. Сама же Глафира Николаевна свой предмет — русский язык (ли­ тературу она преподавала в меньшем объеме, но знала и любила ее, особенно Некрасова, Пушкина, Толстого) досконально. Владение мате­ риалом в ней сочеталось с подкупающей манерой поведения: негромкая, но безукоризненно четкая и грамотная речь; выверенные интонации; ласковость, доброжелательность всего ее облика... Но при этом всегда ощутимая дистанция! Никакого заигрывания, панибратства! В любой компании Глафира Николаевна всегда вела беседу, направля­ ла русло разговора, и все с легкостью подчинялись ее педагогическому дару. Послужной список Петровой Г. Н. начинается с 1924 года. Именно в этот далекий год приехала она из Ленинграда (где училась в Герце- новском педагогическом институте) в Мурманск. Именно здесь нашлось место для опальной по тем временам «дочери священнослужителя». Исходя из ее неблагонадежного социального происхождения, ей не позволили закончить вуз. Молоденькая Граня приехала в необжитые северные края в надежде хоть как-нибудь пригодиться делу народного образования в Советской России. Замечу, что никакого злопыхательства по отношению к «системе» у Глафиры Николаевны никогда не было. С детства приученная уважать чужое страдание, она прониклась сочув­ ствием к идеям социализма. И верно служила им на протяжении всей своей педагогической деятельности. К репрессивным методам, в том числе и к своему исключению из института относилась «с пониманием». Пыталась отличной работой оправдать доверие общества. Герценовский штурмовала настойчиво. Не отступилась! Диплом о высшем филологи­ ческом образовании получила лишь после войны. И очень гордилась тем, что училась у знаменитой петербуржской «гвардии» профессо­ ров! Ее рассказы о лекциях, экзаменах, демократических отношениях преподавателей и взрослых студентов-заочников надолго запомнились мне. Герценовский стал в моем воображении эталоном преподавания филологических дисциплин (что, бесспорно, так и есть). А в далеком 24 году Глафира Николаевна начала работать учитель­ ницей русского языка и литературы в НСШ № 3. Потом преподавала в 10 мужской школе. Во время войны с маленькой дочкой на руках оказалась в Онеге, директорствовала в одной из районных поселковых школ. В 1944 вернулась в Мурманск. С этого времени и берет должный разбег ее славная педагогическая деятельность на Мурмане. За короткий срок Глафира Николаевна зареко­ мендовала себя как знающий преподаватель русской словесности. Много лет отдала труду завуча в 1-й мурманской школе. Была известным в об­ ласти инспектором облоно. Опыт и знания позволили ей в пятидесятые годы работать сначала в мурманском педагогическом училище, а затем возглавить деканат факультета начального образования Мурманского пединститута. Глафиру Николаевну знали, ценили и уважали без преувеличения все мурманские учителя. Она была желанным гостем на школьных и институтских вечерах. Ее рассказы об истории народного образования на Мурмане слушали с удовольствием. Помню, как по моей просьбе пришла она на комсомольское собрание в мою кураторскую группу (я уже работала в институте). В маленькой аудитории собралось 25 студентов первого курса. Проговорила с ребя­ тами по душам больше полутора часов. И раскрылась с неожиданной стороны даже для меня. В ней покоряла искренность, молодость души...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz