Дудакова, Е. Ф. Alma mater: от учительского института к гуманитарному университету / В. В. Дранишников, Е. Ф. Дудакова ; [науч. ред.: В. Э. Черник]. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2011. - 400 с. : ил., портр.

260 Грани жизни вуза газетные статейки. Меня как краеведа, можно сказать, не было бы. Только издательство дает жизнь произведению. Учительские династии и семьи Учительская династия — ряд поколений учителей, отличающихся высоким уровнем педагогического мастерства, которое в значительной мере приобрета­ ется, хранится, развивается в семье и включает не только профессиональные, но и нравственные качества. Представители учительских династий работают в школах и различных учебно-воспитательных учреждениях. В истории МГПУ и развития народного образования области они занимают особое место, их представители работали и работают в нашем вузе. Это династии Филяно- вых-Чуниных (500 лет), Петровых (более 300 лет), Бернацких (около 300 лет), Демидовых (около 200 лет), Локоть (около 200 лет)... Династия Петровых Это, прежде всего, представители самой большой учительской династии в области — династии Петровых, насчитывающей свыше 250 лет педагоги­ ческого стажа. Глава династии Клавдия Степановна Петрова (Шульгина), выпускница Архангельского Епархиального училища, — работала в Архан­ гельской губернии, на Терском берегу и в селе Поной. В 1921 году там же на Поное и в Краснощелье, после окончания школы II ступени начала свою педагогическую деятельность и ее дочь — Глафира Николаевна Петрова, заслу­ женный учитель школы РСФСР, которая прошла путь от учителя начальных классов до декана факультета в нашем вузе. Ее педагогический стаж составил около 40 лет, из них 34 года она проработала в Мурманской области: в довоен­ ных школах — учителем русского языка и литературы, а затем инспектором школ, преподавателем в педучилище и пединституте, была первым деканом нового факультета ПиМНО в нашем вузе. Прекрасный педагог и организатор, она принимала активное участие в подготовке учительских кадров области, оказала большое влияние на творческие судьбы многих ведущих педагогов нашего края. Вот как вспоминает об этом заведующая кафедрой литературы Людмила Львовна Иванова: Запомнилось то, что Глафира Николаевна всегда приходила в наш дом не с пустыми руками. С подарком! И этим подарком чаще все­ го была книга! Из ее домашней библиотеки. Титульный лист всегда подписывался —■четким, характерно «дореволюционным» заостренно­ размашистым почерком. До школы книги вслух читала мне мама. Беско­ нечно перечитали мы с ней «Путешествие Нильсона с дикими гусями»... Любимая и первая сказка детства. Стихи Лермонтова. Поэмы Некрасова. Смысл, конечно, доходил до меня не всегда. Но сам строй поэтической речи нравился. Многое тотчас же запоминалось наизусть. У книги А. Бруштейн «Дорога уходит вдаль» какая-то особая судьба! Думаю, моя жизнь и мое отношение к миру были бы иными, если бы мне — 6-летней девочке — не подарила Глафира Николаевна эту замеча­ тельную книгу. Я настолько поверила героине — Сашеньке Яновской, что она на долгое время стала для меня почти родной, реально суще­ ствующей сестрой. Глафира Николаевна радовалась тому, что книжки имеют на меня такое эмоциональное влияние. И, как говориться, подливала масло в огонь! В результате... я с интересом изучала в школе только ли­ тературу! Без внутреннего сопротивления поступила в Мурманский

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz