Дудакова, Е. Ф. Alma mater: от учительского института к гуманитарному университету / В. В. Дранишников, Е. Ф. Дудакова ; [науч. ред.: В. Э. Черник]. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2011. - 400 с. : ил., портр.

235 к 20 июля, статистический отчет перед теми же серьезными органами по итогам учебного года к 1 октября, подробнейший подобный отчет туда же (24 пункта!) об успеваемости к 15 сентября. Анализ явки студентов на сессии, процент успеваемости, сведения о студентах, ра­ ботающих учителями, пионервожатыми, воспитателями, о количестве членов партии, комсомола, данные о второгодниках, о превысивших сроки обучения, сведения об условно переведенных, ежеквартальном движении студентов и др. И вся информация обязательно по курсам, специальностям и в целом по 0 3 0 . А всего-то три сотрудника для гигантского объема работы: проректор, методист и секретарь-делопроиз­ водитель, которая, к тому же, вела личные дела заочников, занималась расселением областников по общежитиям и гостиницам, а то и по школь­ ным спортзалам. Получалось так, что пединститут, вернее его очное отделение со всем своим солидным штатом и большими возможностями существовало само по себе, а заочное — как какое-то инородное тело. Столкнувшись с этой нелепой практикой, я не раз вспоминал добрым словом Валентину Петровну, удивляясь и восхищаясь ее терпению, вы­ держке, энергии и силе духа. Иначе выстоять в такой ситуации было просто невозможно. Кроме того, права проректора 0 3 0 были сильно ущемлены не только морально, но и финансово. Будь ты хоть семи пядей во лбу, доктор наук или профессор, тебе как проректору положен оклад на 20% ниже проректора по учебной работе (который занимался стационаром), да и отпуск был гораздо меньше, чем у других прорек­ торов. Эту диспропорцию устранили лишь после долгой и яростной борьбы всех проректоров СССР только в середине 80-х годов прошлого века. Вспоминая те годы, хочу сказать, что инициатором многих институт­ ских начинаний было в ту пору заочное отделение. В частности, защиту дипломных работ впервые в институте начали заочники-историки под руководством профессора А. А. Киселева и доцента Г. В. Атласова. Защи­ та всеми студентами итогов педпрактики впервые прошла на заочном отделении стараниями Галины Борисовны Садовской. А какие проводили научно-практические конференции на ИФФ! Представление о том, что студент-заочник это всего лишь «заушник», было начисто опровергнуто в те годы. Не менее впечатляющими были научно-практические конференции студентов и на факультете педагогики начального образования, где уси­ лиями тогдашнего декана JI. С. Беляевой, а потом И. А. Архип и позже И. А. Мещеровой, а также преподавателей М.М. Стракевич, О. И. Цик- иной, А.Н. Кохичко студенты-заочники обобщали практику своей ра­ боты учителями или воспитателями и некоторые из них поднимались и поднимаются до высот российского масштаба. К примеру, Ю. Свет­ личная (ПиМНО) стала лауреатом IV Международного студенческого фестиваля «Учитель русской словесности» (декабрь 2004 г.). В последнее время в практику государственной аттестации вошла защита выпускной квалификационной работы всеми студентами. И ка­ кие получились эти работы, надо видеть и читать! По итогам первой защиты этих работ на ПиМНО был выпущен сборник работ выпуск- ников-заочников! Стали регулярно проводиться научно-практические конференции. Пользу таких конференций сейчас видят все, но когда-то это было новинкой. Кстати, не только о студенческих конференциях. В октябре 1991 году на базе заочного отделения была проведена ре­ гиональная научно-практическая конференция преподавателей вузов Северо-Запада РСФСР. Страна находилась на краю пропасти (развала), а мы обсуждали проблему организации самостоятельной работы заочни

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz