Дудакова, Е. Ф. Alma mater: от учительского института к гуманитарному университету / В. В. Дранишников, Е. Ф. Дудакова ; [науч. ред.: В. Э. Черник]. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2011. - 400 с. : ил., портр.

18 Начало пути математического образования,информатики и программирования). В 1939 году в нем обучалось всего 75 студентов. В заметке «Институт, не имеющий адреса» в газете «Полярная правда» от 3 августа 1940 года Н.Н. Косяков пишет: Всем известно, что в нашей области в учительских кадрах ощущает­ ся большой недостаток. Их должен готовить организованный в прошлом году учительский институт. Но до сих пор этот институт не имеет своего помещения. Неоднократно облоно обещал дать помещение, но известно, что от обещаний до дела иногда бывает «дистанция огромного размера». Так получилось с институтом. Больше года уже ведутся дебаты о том, какое и где дать нам помещение. Вариантов было намечено очень много (школа №2, бывшая школа №9, школа № 18, педучилище и т. д.). А пока спорят да обсуждают в различных инстанциях, институт не имеет помещения, не имеет, как говорят, своего адреса. Сейчас институт приступил к набору студентов на 1940/41 учебный год. Ни проводить испытания, ни заниматься по-настоящему негде. Временно он занимает здание педучилища, в котором проводить занятия весь учебный год, он не может. Нужно, наконец, всерьез подумать о создании нормальных условий для работы института. [47] На критическую заметку обратило внимание руководство Мурманской области: 12 июня 1941 года Н.Н. Косяков выступил на заседании облисполко­ ма с докладом. Ситуация складывается критическая. Прошло почти два года с момента создания института, а многое так и не удалось воплотить в жизнь. Институт не имел не только отдельного здания, но и учебных кабинетов, лабораторий, общежития, иногородние студенты проживали в гостиницах и частных квартирах. Не были созданы кафедры марксиз­ ма-ленинизма, математики и географии, отсутствовали преподаватели с учеными степенями, имели место низкая успеваемость и посещаемость занятий... В облисполкоме понимали, что винить в этом одного директо­ ра несправедливо. Нужно отдать должное председателю облисполкома т. Буянову, который пошел навстречу учительскому институту. Было решено обратится в Правительство РСФСР с просьбой о выделении средств для строительства учебного здания и общежития, оборудования кабинетов и лабораторий, закупки литературы, о присылке специали­ стов высшей квалификации. В только что построенном доме облоно две комнаты выделялось специально для преподавателей МУИ. Пока же институт должен был оставаться в здании педучилища и работать во вторую смену. [16] План набора в институт на 1941 год был учрежден следующий: на дневное отделение — 120 человек, на вечернее — 90. Когда началась Великая Отечественная война, институт временно был закрыт, так как была острая нужда не в учителях, а в медицинских сестрах. В конце войны страна начала испытывать большие трудности с педаго­ гическими кадрами. Так, по плану на 1944-45 учебный год в Мурманской области предусматривалось иметь 88 школ с 12 тысячами учащихся. Но в связи с огромным притоком населения в конце учебного года было уже 110 школ с 17,6 тысячами учащихся. Не хватало более 100 учителей. Некоторые из них имели недельную нагрузку 50-60 часов. Это сказывалось на успеваемости и дисциплине детей [17]. Уже 4 сентября 1944 года на заседании исполкома Мурманского областного Совета было принято решение о восстановлении Мурманского учительского

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz