Дранишников, В. В. Изучение истории края на ранних этапах обучения школьников : V-е классы // Воспитательная работа в начальной школе: идеи, опыт, перспективы / М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ун-т, Мурм. отд-ние Акад. пед. и социал. наук, Ком. по образованию администрации Мурм. обл. – Мурманск, 2003. – Т. 1. – С. 42-46.

Таблица 2 Усвоение учащихся русских (поморских) национально-культурных ценностей (%) I Указатели эмоционально- ценностного критерия к к ЭК 1[оказатели деятельностно- практического критерии КК ЭК Любят русские народные сказ­ ки 85,4 100 Читают русские народные сказки 72 г_ 93 Любят русские народные пес­ ни 15,5 74 Поют русские народные песни 8 19,6 Любят русские народные игры 38,2 47 Играют в русские народные игры 23 35 Любят русские народные тан­ цы 9 21 Танцуют русские народные тан­ цы 3,6 5 Любят предметы русского де­ коративно-прикладного народ­ ного искусства 27 59 Имеют практические навыки из­ готовления предметов русского декоративно-прикладного на­ р о д н о го искусства 14 24 __ : Как показали данные опроса, 72% детей контрольного класса и 93% детей экспе­ риментального класса читают русские народные сказки, т.к. «в них происходит что-то н е­ обычное, невероятное, интересное», «мне нравится в сказках доброта, юмор и всегда хо­ роший конец», «сказки интересно пересказывать, т.к. всегда что-то добавишь свое» и т.д. ГТоюг русские народные песни 8% учащихся контрольных классов и 19,6% уча­ щихся экспериментальных классов. Дети пишут: «это очень искренние мелодичные песни, они трогают душу», «эти песни создают хорошее настроение», «мне нравится их непохо­ же сть на современные песни». Есть и критические замечания в адрес народных несен: «это не современные песни», «сплошное занудство», /<в песнях много непонятных слов» и т.д. Чаще пески ноют гс дети, которые слышат исполнение народных песен в семье, или участники художественной самодеятельности. Меньше всего дети знают, любят и танцу­ ют народные танцы: всего 3,6% учеников контрольных классов и 5% учеников экспери­ ментальных классов. Обычно это дети, занимающиеся в танцевальных кружках, или имеющие родственников, которые любят и танцуют народные танцы. Для выявления ценностных предпочтений учеников экспериментальных классов в выборе образцов для подражания им были предложены следующие девять образцов: на­ циональные (или местные) герои, выдающиеся спортсмены, знаменитые артисты, герои боевиков, родственники, одноклассники, Бог, учителя, «новые русские» (банкиры, круп­ ные предприниматели). Анализ таблицы показывает, что ответы учеников экспериментальных классов бо­ лее предпочтительны в нравственном плане, как юных граждан России. Большинство школьников контрольных и экспериментальных классов главным образцом подражания считают своих родственников (отца, мать, старшего брата пли сестру, дедушку и праде­ душку). Однако в экспериментальных кзассах это предпочтение на 21% выше. В анкетах дети пишут о своих родителях, отмечая их высокие нравственные качества: «доброту не только к членам семьи, но и ко всем людям», «чест ность, неподкупность», «хорошие спе­ циалисты, которых уважают на производстве», «умеют переносить жизненные трудно­ сти», «мои родители - люди, увлеченные искусством, спортом, коллекционированием» и т.д. Часто в анкетах вспоминают прадедушек - участников Великой Отечественной вой­ ны: «мой прадедушка настоящий герой, совершил на войне много подвигов, за что его наградили тремя орденами и семью медалями», «мой прадедушка защищал Мурманск, воевал в Долине смерти, был ранен, а закончил войну в Берлине и даже расписался на рейхстаге», «мой дедушка ходил в море на БМ РГ 35 лет». Беруг пример дети и более молодых родственников: «Мой отец служит в ОМОНе, пять раз был в командировке в Чечне», «мой отец подводник, плавает на атомоходе, это очень сложная и опасная профессия» и т.д. 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz