Дранишников, В. В. Изучение истории края на ранних этапах обучения школьников : V-е классы // Воспитательная работа в начальной школе: идеи, опыт, перспективы / М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ун-т, Мурм. отд-ние Акад. пед. и социал. наук, Ком. по образованию администрации Мурм. обл. – Мурманск, 2003. – Т. 1. – С. 42-46.
Таблица 2 Усвоение учащихся русских (поморских) национально-культурных ценностей (%) I Указатели эмоционально- ценностного критерия к к ЭК 1[оказатели деятельностно- практического критерии КК ЭК Любят русские народные сказ ки 85,4 100 Читают русские народные сказки 72 г_ 93 Любят русские народные пес ни 15,5 74 Поют русские народные песни 8 19,6 Любят русские народные игры 38,2 47 Играют в русские народные игры 23 35 Любят русские народные тан цы 9 21 Танцуют русские народные тан цы 3,6 5 Любят предметы русского де коративно-прикладного народ ного искусства 27 59 Имеют практические навыки из готовления предметов русского декоративно-прикладного на р о д н о го искусства 14 24 __ : Как показали данные опроса, 72% детей контрольного класса и 93% детей экспе риментального класса читают русские народные сказки, т.к. «в них происходит что-то н е обычное, невероятное, интересное», «мне нравится в сказках доброта, юмор и всегда хо роший конец», «сказки интересно пересказывать, т.к. всегда что-то добавишь свое» и т.д. ГТоюг русские народные песни 8% учащихся контрольных классов и 19,6% уча щихся экспериментальных классов. Дети пишут: «это очень искренние мелодичные песни, они трогают душу», «эти песни создают хорошее настроение», «мне нравится их непохо же сть на современные песни». Есть и критические замечания в адрес народных несен: «это не современные песни», «сплошное занудство», /<в песнях много непонятных слов» и т.д. Чаще пески ноют гс дети, которые слышат исполнение народных песен в семье, или участники художественной самодеятельности. Меньше всего дети знают, любят и танцу ют народные танцы: всего 3,6% учеников контрольных классов и 5% учеников экспери ментальных классов. Обычно это дети, занимающиеся в танцевальных кружках, или имеющие родственников, которые любят и танцуют народные танцы. Для выявления ценностных предпочтений учеников экспериментальных классов в выборе образцов для подражания им были предложены следующие девять образцов: на циональные (или местные) герои, выдающиеся спортсмены, знаменитые артисты, герои боевиков, родственники, одноклассники, Бог, учителя, «новые русские» (банкиры, круп ные предприниматели). Анализ таблицы показывает, что ответы учеников экспериментальных классов бо лее предпочтительны в нравственном плане, как юных граждан России. Большинство школьников контрольных и экспериментальных классов главным образцом подражания считают своих родственников (отца, мать, старшего брата пли сестру, дедушку и праде душку). Однако в экспериментальных кзассах это предпочтение на 21% выше. В анкетах дети пишут о своих родителях, отмечая их высокие нравственные качества: «доброту не только к членам семьи, но и ко всем людям», «чест ность, неподкупность», «хорошие спе циалисты, которых уважают на производстве», «умеют переносить жизненные трудно сти», «мои родители - люди, увлеченные искусством, спортом, коллекционированием» и т.д. Часто в анкетах вспоминают прадедушек - участников Великой Отечественной вой ны: «мой прадедушка настоящий герой, совершил на войне много подвигов, за что его наградили тремя орденами и семью медалями», «мой прадедушка защищал Мурманск, воевал в Долине смерти, был ранен, а закончил войну в Берлине и даже расписался на рейхстаге», «мой дедушка ходил в море на БМ РГ 35 лет». Беруг пример дети и более молодых родственников: «Мой отец служит в ОМОНе, пять раз был в командировке в Чечне», «мой отец подводник, плавает на атомоходе, это очень сложная и опасная профессия» и т.д. 45
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz