Дранишников, В. В. О чиновниках // Наука и образование. – 2010. – № 11. – С. 45-52.

В. В. Дранишников О чиновниках 45 В. В. Дранишников О чиновниках Россия —самая бюрократическая страна в мире. Н. А. Бердяев Не люблю чиновников. Даже неудобно стало от такой банальной мысли. А кто их любит? Вот они —себя любят. И есть за что: хорошо устроились в жизни, не только себя, но и детей, и внуков обес­ печили на долгое безбедное существование. Они не чета этим Богом забытым «наивным труженикам» — учителям, преподавателям, библиотекарям и другим работникам сферы образования и культуры. Кстати, среднемесячная зарплата чиновников Мурманской области в 2,2 раза превышает средне­ месячную зарплату работающих жителей области. Россияне не оригинальны в своем отношении к чиновникам, их недолюбливают во всех странах мира. Только в цивилизованных странах не допуска­ ют чиновники таких издевательств над людьми, как в России. Не позволяют им этого. Увы, не построили мы пока еще гражданского общества. Поэтому чи­ новники —не только почва для хамства, но и основа самой большой болезни постсоветского общества — коррупции. Этимологически слово «чиновник» произошло от слова «чин». Интересно, что в знаменитом слова­ ре Даля понятия «чин» и «чиновник» отсутствуют. В словаре Брокгауза и Эфрона читаем: «Чин —юри­ дическое звание, в постепенной последовательности присваиваемое лицам, проходящим государствен­ ную службу, и сообщающее им определенные права и преимущества». Не очень убедительное определе­ ние: как-то неясно о службе на благо Отечества, но четко и открытым текстом о правах и привилегиях. До начала XVIII века в Росси имели место так называемые думные чины. Петром I были введены чины 1-14 классов, присваивавшиеся согласно Табе­ ли о рангах в армии, флоте и гражданском управле­ нии, что существовало до 1917 года. Таким образом, чиновник в России —это государственный служа­ щий, имевший чин по Табели о рангах. Современный энциклопедический словарь по­ нятие «чин» уточняет: «Чин — служебный разряд военных и гражданских служащих, с которым свя­ заны определенные права и обязанности». Важно, что в этом определении говорится уже не только о правах, но и об обязанностях чиновника. Но, как сказал классик, «суха теория, мой друг...». Омерзительные чиновники были в дореволюци­ онной России. Стоит вспомнить русскую классиче­ скую литературу: Н .В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, JI. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина, особенно А. П. Чехова. Но у их героев был свой неписаный моральный закон, который гласил: «Бери по чину». К тому же люди, в том числе и чиновники, в то время были в массе своей религиозными людьми, поэтому, нарушая закон, осознавали свое грехопаде­ ние, и некоторые испытывали страх перед Богом или угрызения совести, что способствовало соблюдению определенного чувства меры. Советских чиновников 20-30-х годов отличали серость и квасной идеологический патриотизм. Они слепо, а часто и беспощадно, проводили в жизнь политику партии. Страх перед возможными репрес­ сиями, которые касались людей любого ранга, у них был не меньше, чем у других, а средствами самоза­ щиты стали для них угодничество, демагогия, бес­ принципность, доносительство... Обобщенную картину многообразия и неповто­ римости типажей чиновничества 60-80-х годов —от чиновников высшего ранга до мелкой сошки —бле­ стяще показал в своем творчестве артист Аркадий Райкин. Пожалуй, лучшей категорией чиновников в советское послевоенное время, особенно в 60- 80-е гг., была партийная номенклатура, отличавшая­ ся образованностью и воспитанностью. Партийные работники имели определенные, четко оговоренные в зависимости от должности, льготы (по нынеш­ ним меркам достаточно скромные). Они дорожили своим общественным статусом, карьерой и поэтому в массе своей разумно соблюдали этические нормы, пользуясь этими привилегиями. Кроме того, был строгий партийный контроль не только за служеб­ ной деятельностью, но и за моральным обликом коммуниста, и проникал он даже в семейную жизнь. Конечно, сущность партийного чиновника не от­ личалась от сущности чиновников других категорий: большинство из них интересовала в первую оче­ редь не сама проблема, с которой обращались к ним «хозяева жизни» (так в советское время называли простых граждан в отличие от «слуг народа» —чи­ новников и выборных депутатов всех уровней), а то, в какой мере предложения посетителя вписываются в партийно-государственные инструкции и поста­ новления. И если предложения человека, даже са­ мые здравые, шли вразрез с решениями партийных пленумов и съездов, особенно по идеологическим вопросам, то они не воспринимались всерьез, по­ скольку не может ведь «авангард советского народа» ошибаться... Есть свои специфические особенности у чи­ новников союзного, республиканского, областного уровня и чиновников-«шестерок» —руководителей небольших государственных учреждений и предпри­ ятий, чиновников от науки и средств массовой ком­ муникации. Но всех их объединяет, по крайней мере, две черты: любовь к власти и равнодушие к людям. Обычно отношение к человеку, пришедшему к чи­ новнику с какой —то просьбой или предложением, зависит, прежде всего, от социального статуса чело­ века или выгоды, которую чиновник может от него

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz