Дранишников, В. В. Ностальгия по всеобучу в советской школе // Наука и образование. – 2010. – № 11. – С. 224-231.

224 Школа вчера, сегодня, завтра: с любовью, болью, надеждой В. В. Дранишников Ностальгия по всеобучу в советской школе «Всеобщее обучение, всеобуч, всеобщее обра­ зование, принцип организации народного образо­ вания —обучение всех детей и молодежи опреде­ ленного возраста в учебных заведениях, дающих учащимся установленный государством объем зна­ ний и учебных навыков» [8, с. 174-175]. Всеобуч - одна из фундаментальных социально- педагогических идей, привлекавшая внимание мыс­ лителей и теоретиков образования. К ней обра­ щались гуманисты эпохи Возрождения (Т. Мор, Я. А. Каменский и др.), социалисты-утописты XVIII в. Всеобщее обучение стало одним из требо­ ваний народных масс в борьбе за свои социальные и политические права. Первоначально всеобщее образование чаще про­ возглашалось как всеобщее начальное образова­ ние. В начале 20 века массовая общеобразователь­ ная школа в большинстве индустриально развитых стран решила задачи начального всеобуча. Развер­ нулся процесс перехода всеобщего образования на уровень неполного среднего образования, который в большинстве стран приняли как базовый. Дореволюционная Россия катастрофически от­ ставала в решении задач всеобуча от европейских стран. Чтобы лучше осмыслить степень отставания уровня развития народного образования царской России в целом и на Мурмане в частности, доста­ точно ознакомиться с развитием образования в со­ седней Норвегии. «Еще 23 января 1739 года в Датском Королев­ стве, частью которого являлась Норвегия, издается первый законодательный акт, непосредственно ка­ савшийся обучения норвежских детей, —,Декрет о школах и руководство к действию для конторов и директоров школ“ . В соответствии с этим зако­ ном все дети, которым исполнилось семь лет, долж­ ны были посещать школу, где они обучались до 12-14 лет. А в 1889 году был принят „Закон о го­ родских и деревенских школах", который вводил обязательное семилетнее образование для всех де­ тей. Норвегия стала одной из первых стран Европы, которые уже в XIX веке ввели обязательное для всех детей семилетнсе образование» [5, с. 33-34]. Поэтому советская власть, решая задачи куль­ турной революции, ядром ее сделала всеобуч. Он заключался, прежде всего, в ликвидации неграмот­ ности взрослого и детского населения страны. В 1917-1918 тт. Советское правительство прини­ мает ряд важных декретов и постановлений, касаю­ щихся народного образования: «Положение о еди­ ной трудовой школе РСФСР», «Основные принципы трудовой школы», опубликованных Наркомпроссом РСФСР. В противоположность прежней сословно­ классовой школе создавалась единая для всех слоев населения трудовая школа, разделенная на две сту­ пени: первую —с четырехлетним обучением и вто­ рую —с пятилетним. На базе единой трудовой шко­ лы строилось профессиональное обучение. В документах провозглашались и в значитель­ ной мере осуществились прекрасные идеи: всеоб­ щее обязательное начальное обучение, общедоступ­ ность школы всех ступеней, привлечение педагогов к обсуждению вопросов строительства новой шко­ лы. Однако партия большевиков поставила цель — подчинить школьное дело интересам социалистиче­ ской революции. На I Всероссийском съезде учите­ лей —интернационалистов в 1918 году В. И. Ленин говорил: «Задача педагогики —связать учительскую деятельность с задачей социалистической органи­ зацией общества». «Декларация о единой трудовой школе» подчеркивала связь школы с политикой как важнейший принцип советской педагогики. В про­ грамме РКП(б), принятой в 1919 году на VIII съезде партии, записано: «В области народного просвеще­ ния РКП(б) ставит своей задачей довести до конца начатое с Октябрьской революции 1917 года пре­ вращение школы из орудия классового господства буржуазии в орудие полного уничтожения деления общества на классы, в орудие коммунистического перерождения общества» [6, с. 81-82]. Декрет Совета Народных Комиссаров от 26 де­ кабря 1919 года «О ликвидации безграмотности сре­ ди населения РСФСР» обязывал всех не умеющих читать и писать в возрасте от 8 до 50 лет обучаться грамоте на родном или русском языке (по желанию). Для выполнения этого декрета создавались в госу­ дарстве определенные условия: на время обучения рабочий день для неграмотных сокращался на два часа с сохранением заработной платы, для занятий разрешалось использовать народные дома, церкви, клубы, частные дома, помещения советских учре­ ждений. В 1930 году XVI съезд ВКП(б) поставил задачу проведения всеобщего обязательного первоначаль­ ного обучения и ликвидации неграмотности. К это­ му времени грамотность населения сильно возросла с 33 % в 1916 году до 62,6 % в 1930 году. Но более 1/3 населения Советского Союза все еще оставалось неграмотной, а в сельских местностях этот процент был намного выше. Поэтому с 1930-1931 года по всей стране вводи­ лось всеобщее обучение в объеме 4-х летней началь­ ной школы. Создавались также рабочие факультеты (рабфаки) с 3-х годичным сроком обучения и ве­ черние (с 4-х летним) для обучения без отрыва от производства. Академик С. Г. Струмилин, разрабатывая про­ блемы экономической эффективности народного образования, установил зависимость между степе

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz