Дранишников, В. В. Ностальгия по всеобучу в советской школе // Наука и образование. – 2010. – № 11. – С. 224-231.
В. В. Дранишников Ностальгия по всеобучу в советской школе 225 нью квалифицированности работников производ ства и сроками их обучения. Он первый из на ших ученых доказал экономическую эффективность быстрого решения задач всеобуча. По данным уче ного, введение всеобщего начального образования в СССР дало экономический эффект, в 43 раза пре вышающий затраты на его организацию. Рентабель ность начального обучения для лиц физического тру да в 28 раз превысила себестоимость обучения, а ка питальные затраты на него окупились через 1,5 года [9, с. 393]. Таким образом, в исторически короткий срок в огромной, многонациональной и многоконцессио- нальной стране, разрушенной и разоренной беспо щадной, жестокой гражданской войной, в услови ях экономической и политической изолированности и враждебности европейских государств к середине 30-х годов в целом была решена проблема неграмот ности. Безусловно, деятельность партии большевиков в области народного образования является самым большим и значимым успехом культурной револю ции. Однако методы, которыми осуществлялся все обуч и решались другие сложные задачи, особен но в области экономики, были типичными для то талитарного государства. Не случайно работу по ликвидации неграмотности возглавила специальная Всероссийская Чрезвычайная Комиссия при Нарком- просе РСФСР. Суть политики ВКП(б) во всех областях социально-экономической деятельности символич но отражает надпись на воротах Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН): «Железной рукой заго ним человечество к счастью». [11, с. 203] Конечно, неграмотные среди взрослого населе ния, особенно сельского, оставались многие годы. В основном, это люди, которых научили читать и считать, но потом, в силу специфики своей трудо вой деятельности, связанной с тяжелым физическим трудом, проживанием в глухих, отдаленных от цен тра районах и невостребованностью полученных знаний, возраста, болезней и др. обстоятельств их не сохранили. Во второй половине 60-х годов 20 ве ка я встречал неграмотных старых людей, совершая походы-экспедиции со школьниками среди поморов Терского берега, в Ловозерском районе —среди ко ренных жителей Кольского края —саамов. В фондах музея МГПУ «История образования Кольского края» есть такой любопытный документ: Приказ № 23 По Мурманскому гороно от 14 апреля 1965 года. В целях завершения неграмотности среди населения в установленные правительством сроки. ПРИКАЗЫВАЮ 1 Закрепить неграмотных, работающих на пред приятиях города, за следующими школами: Гжпромторг шк. № 1 Судоверфь шк. № 2 АТК «Главмурманстрой» шк. № 19 Рыбокомбинат шк. №10 ЖКО «Мурменсельди» шк. № 28 Су-10 «Мурманскжилстроя» шк. №36 СРЗ - 1 шк. № 37 Горпищеторг шк. № 35 Мурманская швейная фабрика шк. № 33 2 Обязать директоров школ № 1, 2, 10, 19, 28, 33, 35, 36, 37 закрепить за каждым неграмотным учи теля, установить строгий контроль за качеством общеобразовательной подготовки неграмотных на предприятиях. 3 Завершить обучение неграмотных к 20 мая сего года. Обученным неграмотным выдать удостове рения, бланки которых получить в гороно. 4 Доложить гороно о завершении ликвидации неграмотности 22 мая 1965 года. Зав. Гороно Н. Аверин [5, с. 292-293] Одна из причин увеличения в Мурманске числа неграмотных связана с приездом после войны на Кольскую землю переселенцев из других регионов страны. В годы пятой пятилетки (1951-1955) народное образование в стране получило новый размах. В ди рективах по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951-1955 гг. предусматривалось заверше ние к концу пятилетки перехода от семилетнего к всеобщему среднему образованию (десятилетка) в столицах союзных республик, городах республи канского подчинения, областных, краевых и круп нейших промышленных центрах. С этой целью уве личивалось строительство городских и сельских школ, возрастала подготовка педагогических кад ров. И в пятую, и в последующие пятилетки задачи всеобуча решались с большим трудом, требовали огромных усилий государства, учительства, педаго гической общественности. Далеко не все то, что декларативно провозглашалось в решениях съез дов и постановлениях правительства адекватно осу ществлялось в жизни. Исследователь проблем ис тории образования А. Н. Джуринский приводит та кую неутешительную статистику: «В СССР так и не удалось ликвидировать неграмотность. В 1959 г. 33 % населения имело 1-2-х классное образование, либо было вовсе неграмотным, в 1970 г.—22%, в 1979 —11 %. Особенно распространены были ма лограмотность и неграмотность среди женщин на селе (в 1959 —56 %)» [3, с. 376]. Надо отметить, что Мурманская область —город ская. Это повышало ее потенциальные возможности
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz