Дранишников, В. В. Ностальгия по всеобучу в советской школе // Наука и образование. – 2010. – № 11. – С. 224-231.

В. В. Дранишников Ностальгия по всеобучу в советской школе 225 нью квалифицированности работников производ­ ства и сроками их обучения. Он первый из на­ ших ученых доказал экономическую эффективность быстрого решения задач всеобуча. По данным уче­ ного, введение всеобщего начального образования в СССР дало экономический эффект, в 43 раза пре­ вышающий затраты на его организацию. Рентабель­ ность начального обучения для лиц физического тру­ да в 28 раз превысила себестоимость обучения, а ка­ питальные затраты на него окупились через 1,5 года [9, с. 393]. Таким образом, в исторически короткий срок в огромной, многонациональной и многоконцессио- нальной стране, разрушенной и разоренной беспо­ щадной, жестокой гражданской войной, в услови­ ях экономической и политической изолированности и враждебности европейских государств к середине 30-х годов в целом была решена проблема неграмот­ ности. Безусловно, деятельность партии большевиков в области народного образования является самым большим и значимым успехом культурной револю­ ции. Однако методы, которыми осуществлялся все­ обуч и решались другие сложные задачи, особен­ но в области экономики, были типичными для то­ талитарного государства. Не случайно работу по ликвидации неграмотности возглавила специальная Всероссийская Чрезвычайная Комиссия при Нарком- просе РСФСР. Суть политики ВКП(б) во всех областях социально-экономической деятельности символич­ но отражает надпись на воротах Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН): «Железной рукой заго­ ним человечество к счастью». [11, с. 203] Конечно, неграмотные среди взрослого населе­ ния, особенно сельского, оставались многие годы. В основном, это люди, которых научили читать и считать, но потом, в силу специфики своей трудо­ вой деятельности, связанной с тяжелым физическим трудом, проживанием в глухих, отдаленных от цен­ тра районах и невостребованностью полученных знаний, возраста, болезней и др. обстоятельств их не сохранили. Во второй половине 60-х годов 20 ве­ ка я встречал неграмотных старых людей, совершая походы-экспедиции со школьниками среди поморов Терского берега, в Ловозерском районе —среди ко­ ренных жителей Кольского края —саамов. В фондах музея МГПУ «История образования Кольского края» есть такой любопытный документ: Приказ № 23 По Мурманскому гороно от 14 апреля 1965 года. В целях завершения неграмотности среди населения в установленные правительством сроки. ПРИКАЗЫВАЮ 1 Закрепить неграмотных, работающих на пред­ приятиях города, за следующими школами: Гжпромторг шк. № 1 Судоверфь шк. № 2 АТК «Главмурманстрой» шк. № 19 Рыбокомбинат шк. №10 ЖКО «Мурменсельди» шк. № 28 Су-10 «Мурманскжилстроя» шк. №36 СРЗ - 1 шк. № 37 Горпищеторг шк. № 35 Мурманская швейная фабрика шк. № 33 2 Обязать директоров школ № 1, 2, 10, 19, 28, 33, 35, 36, 37 закрепить за каждым неграмотным учи­ теля, установить строгий контроль за качеством общеобразовательной подготовки неграмотных на предприятиях. 3 Завершить обучение неграмотных к 20 мая сего года. Обученным неграмотным выдать удостове­ рения, бланки которых получить в гороно. 4 Доложить гороно о завершении ликвидации неграмотности 22 мая 1965 года. Зав. Гороно Н. Аверин [5, с. 292-293] Одна из причин увеличения в Мурманске числа неграмотных связана с приездом после войны на Кольскую землю переселенцев из других регионов страны. В годы пятой пятилетки (1951-1955) народное образование в стране получило новый размах. В ди­ рективах по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951-1955 гг. предусматривалось заверше­ ние к концу пятилетки перехода от семилетнего к всеобщему среднему образованию (десятилетка) в столицах союзных республик, городах республи­ канского подчинения, областных, краевых и круп­ нейших промышленных центрах. С этой целью уве­ личивалось строительство городских и сельских школ, возрастала подготовка педагогических кад­ ров. И в пятую, и в последующие пятилетки задачи всеобуча решались с большим трудом, требовали огромных усилий государства, учительства, педаго­ гической общественности. Далеко не все то, что декларативно провозглашалось в решениях съез­ дов и постановлениях правительства адекватно осу­ ществлялось в жизни. Исследователь проблем ис­ тории образования А. Н. Джуринский приводит та­ кую неутешительную статистику: «В СССР так и не удалось ликвидировать неграмотность. В 1959 г. 33 % населения имело 1-2-х классное образование, либо было вовсе неграмотным, в 1970 г.—22%, в 1979 —11 %. Особенно распространены были ма­ лограмотность и неграмотность среди женщин на селе (в 1959 —56 %)» [3, с. 376]. Надо отметить, что Мурманская область —город­ ская. Это повышало ее потенциальные возможности

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz