Дранишников, В. В. Общие методологические и методические подходы при подготовке и проведении краеведческих уроков по отечественной истории // Наука и образование. – 2009. – № 10. – С. 19-23.

В. В. Дранишников Методические подходы при подготовке и проведении краеведческих уроков_____ 19 В. В. Дранишников Общие методологические и методические подходы при подготовке и проведении краеведческих уроков по отечественной истории В системе уроков по курсу «Отечественная ис­ тория» особое место принадлежит краеведческим урокам, проведение которых, особенно в первые годы, вызывает у большинства молодых учителей значительные трудности. Это связано с тем, что, во-первых, любой крае­ ведческий урок требует дополнительного матери­ ала собранного и переработанного самостоятель­ но учителем, даже если в данной области или ре­ гионе существуют хорошие учебные пособия для школьников и учителей (краеведческие пособия из­ дают, и тем более переиздают редко, а процесс пере­ осмысления многих исторических событий и фак­ тов идет неуклонно, стремительно и противоречи­ во). Во-вторых, краеведческий урок должен опи­ раться на результаты широкой внеклассной работы по истории, что значительно расширяет дидактиче­ ские возможности урока и усложняет методику его проведения. Подготовка к краеведческому уроку —длитель­ ный, сложный процесс, особенно если учитель го­ товится к нему впервые. Поэтапный план подготовки к уроку может быть следующим: Изучение методики библиографирования и со­ ставления библиографий статей и книг по теме уро­ ка. Изучение и отбор краеведческой литературы с помощью библиографических указателей и спра­ вочников. Изучение методической литературы по органи­ зации краеведческой работы в школе. Изучение ме­ тодических работ учителей-земляков, знакомство с работой лучших учителей-краеведов города (в ка­ бинете истории Мурманского областного институ­ та повышения квалификации работников образова­ ния). Большую помощь в поиске краеведческой ли­ тературы окажет Интернет. Составление библиографических карточек. Создание папок с газетными вырезками по те­ мам уроков. Постоянное накопление краеведческого матери­ ала (книг, журналов, альманахов, газетных статей местной прессы), что, в конечном счете, приведет к созданию библиотеки краеведческой литературы. Изготовление наглядных пособий (схем, карт, опорных сигналов), разработка для учеников общих и индивидуальных разноуровневых заданий поис­ кового характера. Обращение в архивы за документами по исто­ рии края, помогающими раскрыть тему конкретно­ го урока. Согласование плана урока с внеклассными и внешкольными воспитательными мероприятия­ ми. Знакомство с экспозицией и фондами местного краеведческого музея по теме урока. Знакомство с экспозицией и фондами школьно­ го краеведческого музея (если он есть) или музеем в одной из школ города. Последовательность этапов подготовки к крае­ ведческому уроку, конечно, условная. Это зависит от опыта учителей, условий работы, краеведческой базы в школе, от конкретных задач, которые ставит перед каждым уроком учитель. Если в школе проводится большая внеклассная краеведческая работа, то эти направления работы над краеведческими источниками в большей или меньшей мере уже известны не только учителю, но и определенной группе ребят в ходе занятий круж­ ка, краеведческого факультатива или школьного му­ зея. Тогда каждый краеведческий урок —еще и под­ ведение итогов внеклассной и внешкольной крае­ ведческой работы, своеобразный «старт» для ново­ го поиска. Это еще более усложняет урок и требует от учителя большого педагогического мастерства, чтобы в канву своего рассказа включить краеведче­ ские знания школьников. Активизация познавательной деятельности уча­ щихся на уроке происходит успешно лишь при строгом соблюдении следующих условий: • соответствие краеведческого материала об­ щим методологическим задачам курса отече­ ственной истории; • установление взаимосвязи местного и обще­ российского исторического материала; • соблюдение при отборе и изложении матери­ ала основных принципов дидактики и прежде всего принципа научности. Принцип научно­ сти наиболее часто нарушается на краеведче­ ских уроках. Это обусловлено рядом объек­ тивных и субъективных причин. Во-первых, в исторической науке последние десятилетия идет сложный, противоречивый процесс пере­ оценки с позиций новой идеологии событий, фактов, роли политических деятелей в жиз­ ни страны и края. Многое до сих пор вызы­ вает у ученых разночтение. Иногда учителя подводит «местный» патриотизм, когда вто­ ростепенные события в жизни края освеща­ ются ими как события всероссийского мас­ штаба. К сожалению, в краеведческой лите­ ратуре, которая выпускалась в разные годы,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz