Дранишников, В. В. Общие методологические и методические подходы при подготовке и проведении краеведческих уроков по отечественной истории // Наука и образование. – 2009. – № 10. – С. 19-23.
В. В. Дранишников Методические подходы при подготовке и проведении краеведческих уроков_____ 19 В. В. Дранишников Общие методологические и методические подходы при подготовке и проведении краеведческих уроков по отечественной истории В системе уроков по курсу «Отечественная ис тория» особое место принадлежит краеведческим урокам, проведение которых, особенно в первые годы, вызывает у большинства молодых учителей значительные трудности. Это связано с тем, что, во-первых, любой крае ведческий урок требует дополнительного матери ала собранного и переработанного самостоятель но учителем, даже если в данной области или ре гионе существуют хорошие учебные пособия для школьников и учителей (краеведческие пособия из дают, и тем более переиздают редко, а процесс пере осмысления многих исторических событий и фак тов идет неуклонно, стремительно и противоречи во). Во-вторых, краеведческий урок должен опи раться на результаты широкой внеклассной работы по истории, что значительно расширяет дидактиче ские возможности урока и усложняет методику его проведения. Подготовка к краеведческому уроку —длитель ный, сложный процесс, особенно если учитель го товится к нему впервые. Поэтапный план подготовки к уроку может быть следующим: Изучение методики библиографирования и со ставления библиографий статей и книг по теме уро ка. Изучение и отбор краеведческой литературы с помощью библиографических указателей и спра вочников. Изучение методической литературы по органи зации краеведческой работы в школе. Изучение ме тодических работ учителей-земляков, знакомство с работой лучших учителей-краеведов города (в ка бинете истории Мурманского областного институ та повышения квалификации работников образова ния). Большую помощь в поиске краеведческой ли тературы окажет Интернет. Составление библиографических карточек. Создание папок с газетными вырезками по те мам уроков. Постоянное накопление краеведческого матери ала (книг, журналов, альманахов, газетных статей местной прессы), что, в конечном счете, приведет к созданию библиотеки краеведческой литературы. Изготовление наглядных пособий (схем, карт, опорных сигналов), разработка для учеников общих и индивидуальных разноуровневых заданий поис кового характера. Обращение в архивы за документами по исто рии края, помогающими раскрыть тему конкретно го урока. Согласование плана урока с внеклассными и внешкольными воспитательными мероприятия ми. Знакомство с экспозицией и фондами местного краеведческого музея по теме урока. Знакомство с экспозицией и фондами школьно го краеведческого музея (если он есть) или музеем в одной из школ города. Последовательность этапов подготовки к крае ведческому уроку, конечно, условная. Это зависит от опыта учителей, условий работы, краеведческой базы в школе, от конкретных задач, которые ставит перед каждым уроком учитель. Если в школе проводится большая внеклассная краеведческая работа, то эти направления работы над краеведческими источниками в большей или меньшей мере уже известны не только учителю, но и определенной группе ребят в ходе занятий круж ка, краеведческого факультатива или школьного му зея. Тогда каждый краеведческий урок —еще и под ведение итогов внеклассной и внешкольной крае ведческой работы, своеобразный «старт» для ново го поиска. Это еще более усложняет урок и требует от учителя большого педагогического мастерства, чтобы в канву своего рассказа включить краеведче ские знания школьников. Активизация познавательной деятельности уча щихся на уроке происходит успешно лишь при строгом соблюдении следующих условий: • соответствие краеведческого материала об щим методологическим задачам курса отече ственной истории; • установление взаимосвязи местного и обще российского исторического материала; • соблюдение при отборе и изложении матери ала основных принципов дидактики и прежде всего принципа научности. Принцип научно сти наиболее часто нарушается на краеведче ских уроках. Это обусловлено рядом объек тивных и субъективных причин. Во-первых, в исторической науке последние десятилетия идет сложный, противоречивый процесс пере оценки с позиций новой идеологии событий, фактов, роли политических деятелей в жиз ни страны и края. Многое до сих пор вызы вает у ученых разночтение. Иногда учителя подводит «местный» патриотизм, когда вто ростепенные события в жизни края освеща ются ими как события всероссийского мас штаба. К сожалению, в краеведческой лите ратуре, которая выпускалась в разные годы,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz